Сэм Пекинпа – это марка, бренд. Как сегодня мы знаем, что примерно ожидать от фильма Тарантино или Гая Ричи, так несколько десятилетий назад знали, что Пекинпа значит море крови. «Дикая банда» буквально потрясла зрителей 1960-70-х годов разгулом жестокости.
История одной банды. Причем уровень насилия и количество жертв в фильме куда больше, чем в прежних вестернах не только из-за позиции режиссера, но и из-за времени действия. На дворе 1913 год – время скорострельных многозарядных пистолетов, винтовок, пулеметов и ручных гранат.
Хотя… тут в нескольких главных сценах действует пулемет Браунинг M1917, принятый на вооружение армией США в 1917 году. Так что…
Ну да Бог с ним, с пулеметом. В Техасе орудует банда Пайка Бишопа. Фильм начинается с впечатляющего эпизода засады на банду и бешеной пальбой. Дело в том, что на хвосте у банды висит отряд охотников за головами, возглавляемый бывшим другом и подельников пайка Диком Торнтоном.
Очного противостояния между Пайком и Торнтоном так и не случится, хотя зритель ждет именно этого. Тут противостояние заочное. Каждый из них отвечает на вопрос: что дальше?
Торнтон получил возможность «завязать», если принесет голову Пайка. Тогда можно получить энную сумму и спокойно зажить на пенсии. Торнтон дал слово и будет гнать банду, пока у него есть силы.
Пайк тоже не прочь «завязать». Но только по-другому. Как он говорит, «Я бы хотел забить один хороший гол и отступить». То есть выполнить финальное ограбление, обеспечить свою старость и изменить образ жизни.
Беда Пайка в том, что он слишком стар. Он уже не так быстр. А его кодекс не по душе членам банды. Молодые волчата только и ждут, чтобы старый Акелла промахнулся. Тогда они его сожрут. Но Пайк не только умудряется держаться крепко в седле, но и со временем ему удается спаять банду в единый организм.
Тут вообще основной фокус зрения на банде, а не на охотниках за головами. Набранный в охотники сброд производит куда более отталкивающее впечатление, чем местами даже обаятельные бандиты. У них есть мораль. Очень сомнительная, но она есть.
Интересно, что зритель, захваченный обаянием бандитов, быстро забывает о том, что они ведь просто убийцы. Нет, их больше показывают в бытовых сценах. Это славные парни. Не очень умные и уж совсем необразованные, но этакие рыцари пистолета.
Впрочем, средневековые рыцари ведь тоже часто были просто бандитами, и тоже с какой-то извращенной моралью. Чем же банда Пайка хуже?
Ну так вот, с точки зрения времени и места действия фильм интересен тем, что судьба забросила Пайка на окраину охваченной гражданской войной Мексики. У нас в России, пожалуй, и фильмов-то о той войне нет, и книг мало. А вот там у них вестернов на эту тему снято – мама не горюй. В том числе и «Дикая банда».
Пайк начинает работать на мексиканского генерала. По факту и по жизни тот оказывается куда более отвратительным бандитом, чем «дикая банда». Это-то и ломает всю игру Пайку. Осознание мерзости мексиканского генерала дает отставку его мечтам о пенсии.
Пайк со своими ребятами идет на смертельный разрыв, на поступок без шанса на возвращение. Ребята, всё-таки спаянные моралью атамана, идут за ним до конца. И в финале «дикие бандиты» выглядят просто образцовыми рыцарями.
И под занавес финальный штрих. На месте побоища появляется Торнтон со своими охотниками за головами. Они выглядят не более, чем слетевшимися на трупы стервятниками. Мерзкие шакалы, хотя формально и слуги закона.
А Торнтон… Он страдает. Ему мерзка та цена, которую пришлось заплатить за свободу. Лучше сдохнуть, чем вот так. И Торнтон решается.
Да уж, любил Сэм Пекинпа сомнительную мораль.
8 из 10