Найти тему

Боится зверь ветвей моих, гнезд не построят птицы в них, в ветвях краса и мощь моя.

В детской загадке про оленя отражена главная его черта - прекрасные рога. Олень был одним из почитаемых животных у кочевых народов, а в средневековье оленя считали символом Христа, который попирает и уничтожает дьявола. Олень предстает как образ некого положительного существа, почти божественного.

Вопрос почему этот вид животных «носящих рога» назван благородным остается открытым, версий много. Но если сравнивать его с другими видами копытных, то его можно назвать «королем красоты». У лося рога больше (длина до 150 см, вес до 20 кг, тогда как у оленя -длина до 120 см, вес до 15 кг), но изящный изгиб оленьих рогов впечатляет не только размером, но и красотой. Само животное грациозное, голова у самца с рогами слегка откинута назад, что придает ему гордый и величественный вид.

Рога взрослого самца оленя играют огромную роль в брачный период. В период роста рога — это фабрика биологически активных веществ. Рога целебны, препараты из него усиливают трудоспособность и поддерживают сексуальную силу мужчин и женщин. Наверняка кочевникам были известны полезные свойства оленьих рогов, что усиливало божественные черты благородного оленя. Изображение оленей с большими ветвистыми рогами – это символическая забота о здоровье и умножении потомства, это пожелание блага роду, племени и народу. Это стремление к долгой жизни сначала под реальным солнцем, а после земной кончины – возобновление жизни в неизведанном темном мире – под солнечным диском.

В наскальных рисунках и на так называемых «оленных камнях» изображение оленя встречается в Забайкалье и Монголии, в Хабаровском крае, в Минусинской котловине.

Как пишет крупный советский археолог Окладников у жителей степных областей Азии, самым популярным сюжетом был образ сказочного оленя с ветвистыми золотыми рогами. Памятники искусства здесь представлены, уникальными «оленными камнями». Более ста лет тому назад один из первых исследователей прошлого забайкальских племен писатель и поэт Д.П.Давыдов увидел в Иволгинской степи гранитную плиту. Она была покрыта причудливыми изображениями, похожими на волны и спирали. Среди них выступали контуры странным образом стилизованных оленьих фигур. Рисунки покрывали не только обе широкие плоскости плиты, но и обе узкие ее грани. Иволгинская плита оказалась лучшей, но не единственной в своем роде. Много таких оленных камней, рассеянных в степях Забайкалья, в Монголии, а также в Туве — на Верхнем Енисее. В однообразных степных просторах они издали привлекают внимание путешественников, выделяясь на фоне бесконечной равнины и сливающегося с ней такого же бесконечного неба. Одни из них, круглые в поперечнике, высятся как цилиндрические столбы или колонны. Другие отличаются тем, что имеют прямоугольное сечение в поперечнике. Третьи, самые эффектные, плоские, расширяются вверху.

Между прочим, а прошлом веке в Гренландии был найден минерал розового цвета, который назвали по урочищу, где он был найден – тугтулпит или олений камень. Сейчас он очень редок и дорог.

В погребальных курганах на всей территории кочевавших народов находят изумительные по красоте и изяществу фигурки оленей. Они использовались в качестве наверший, как застежки, ими украшали ритуальные сосуды, использовали в погребальных (и, возможно не только в погребальных обрядах). Золотые олени ошеломляюще красивы, древние мастера так выразительно передали движение, что кажется, что животное куда-то летит, а деревянные фигурки оленей, обшитые золотом с гиперболизировано увеличенными рогами кажутся монументальными, поддерживающими весь мир.

Летом этого года в Пушкинском музее было «нашествие» таких оленей. Выставки называлась «Золото сарматских вождей», и большое число экспонатов было как раз олени – золотые рога. Сейчас эти коллекции можно посмотреть только в Оренбурге и Уфе.

В средние века сохраняется почтительное отношение к оленю. Олень - символ Христа, который попирает и уничтожает дьявола. Считалось, что как олени, переплывающие реку, помогают друг другу, так и христианин, переходящий от мирской жизни к духовной, должен помогать тем, кто ослабевает или устает. Как олень обновляется и сбрасывает рога, испив из источника, так и те, кто пьет из источника духа, обновляются и сбрасывают свои грехи. Оленя считают врагом змей, поскольку он может находить укрытие змеи. А для того, чтобы излечится он проглатывает змею, а потом пьет много воды и восстанавливается.

Ну и конечно, оленя использовали в медицине. В средние века считали, что люди, которые едят оленину, защищены от лихорадки, потому что у оленей ее никогда не бывает. Дым от горящих оленьих рогов останавливает приступ эпилепсии и смертелен для змей. Напиток, приготовленный из слез и сердечной косточки оленя хорошее лекарство от сердечных заболеваний. Интересно, как средневековые лекари предлагали собирать оленьи слезы.