Все знания специальной теории относительности почерпнуты из сборника трудов Эйнштейна «Альберт Эйнштейн. Собрание научных трудов. 1905-1920. "Наука", Москва, 1965.»
Извините, вставлять фотоснимки со страниц больше не буду, дам только номер страницы, с которой взята цитата.
У Эйнштейна есть работа «О СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (общедоступное изложение)».
В первой части «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ», параграф 7 «Кажущаяся несовместимость закона распространения света с принципом относительности» на странице 539
«Вряд ли имеется в физике более простой закон, чем тот, согласно которому распространяется свет в пустом пространстве. Всякий школьник знает, или по крайней мере думает, будто он знает, что свет распространяется прямолинейно со скоростью 300 000 км/сек. Мы знаем, во всяком случае с большой точностью, что эта скорость одинакова для всех цветов спектра, ибо если бы это было не так, то при закрытии звезды ее темным спутником мы наблюдали бы минимум излучения для разных цветов неодновременно. Подобные же рассуждения, основанные на наблюдении двойных звезд, позволили голландскому астроному де Ситтеру показать, что скорость распространения света не может зависеть от скорости движения тела, испускающего свет. Предположение о зависимости скорости света от направления «в пространстве» является само по себе крайне маловероятным.»
Вот это последнее предложение и есть все доказательство независимости скорости света во всех направлениях.
Следующая страница содержит точное математическое описание соотношения скоростей света и вагона вдоль полотна железной дороги, и выводится, что относительно движущегося вагона скорость света меньше, чем относительно полотна. Далее цитата:
«Таким образом, скорость распространения светового луча относительно вагона оказывается меньше с.
Но этот результат противоречит изложенному в § 5 принципу относительности. В самом деле, согласно принципу относительности, закон распространения света в пустоте, как и всякий другой закон природы, должен бы быть одинаковым как для полотна железной дороги, принимаемого в качестве тела отсчета, так и для вагона. Но, согласно нашим рассуждениям, это кажется невозможным. Если всякий световой луч распространяется относительно полотна дороги со скоростью с, то, казалось бы, поэтому скорость распространения света относительно вагона должна быть иной — в противоречии с принципом относительности.»
Этим абзацем Эйнштейн возвел принцип относительности в ранг «надприродных» законов, то есть законов, которые диктуют природе, как она должна себя вести.
Может в изложении принципа относительности, которому должен подчинится свет, есть какое-то особое положение для света?
Вот его изложение со страницы 537:
«Если К — галилеева система координат, то и всякая другая система координат К', движущаяся относительно К равномерно и прямолинейно, также является галилеевой системой. В системе К', так же, как и в системе К, выполняются законы механики Галилея — Ньютона.
Сделаем еще один шаг в сторону обобщения, высказав следующее утверждение. Если К' — система координат, движущаяся равномерно и без вращения относительно системы К, то явления природы протекают относительно системы К' по тем же общим законам, что и относительна системы К. Это положение мы называем «принципом относительности» (в узком смысле).»
Оказывается, скорость света – это явление, это закон, а другие скорости – это так, мимо проходили.
Это напоминает выражение Воланда из «Мастера и Маргариты» Булгакова:
«– А не надо никаких точек зрения, – ответил странный профессор. – Просто он существовал, и больше ничего.
– Но требуется же какое-нибудь доказательство… – начал Берлиоз.
– И доказательств никаких не требуется, …»
Вот так и получилось, что скорость человека относительно вагона и относительно полотна может быть разной, несмотря на принцип относительности, а вот скорость света – не может!
Итак, что же мы разобрали. Любая система K, движущаяся относительно другой системы M обладает такими же законами физики, что и М. Никто не спорит. А вот скорость света стала не расчетной величиной, связанной с путем, пройденным за время, и не соотношением диэлектрической и диамагнитной составляющих вакуума, а самым простым законом природы, который должен переноситься из одной ИСО в другую без пересчетов и даже без здравого смысла. А далее начинаются преобразования Пуанкаре, Лоренца, и вся эта сложнейшая математика с замедлением времени и укорачиванием пространства.
Что скажете, господа релятивисты?
Спасибо, что дочитали до конца.