Автор Сергей Солодовник
«Путь через Афган на юг это часть Шёлкового пути»? Такой вот простой и одновременно сложный – геополитический вопрос.
Маршруты Евразии и геополитика: кто куда?
Начнём с простого, известного ответа на уровне Капитан Очевидность. Концепция председателя Си предусматривала Путь (с Востока на Запад по сухоПУТЬЮ) и пояс (по морю, с юга). Потому исторически добавился согласованный между Путиным и Си Ледовый шёлковый путь. Тоже в широтном направлении Восток — Запад.
А вот на следующем шаге развития идеи Единой и Неделимой Евразии, возник маршрут Север — Юг, через Каспий и Иран. К порту Бендер-Аббас, что в Персидском заливе. И также к порту Чабахар, единственному океаническому порту Ирана. Это уже Путин с Ибрахимом Раиси придумали.
Вот он, контекст. Страны Центральной Азии долго планировали свой, особенный маршрут Север — Юг. Понятно, что примкнуть к российско-иранскому проекту через Каспий — первый выбор. Но ведь нужен и дублёр? Давно уже придумали даже словосочетание: ТАПИ. Там все буквы — названия стран: Таджикистан — Афганистан — Пакистан — Индия. Через ТАПИ среднеазиатские купцы и планировали омыть свои махси (мягкие сапоги типа ичиги) в водах Индийского океана.
Но проект председателя Си до последнего времени был широтным, и посему дорогу из КНР китайцы были готовы строить на Узбекистан, без ответвления на Таджикистан. Несмотря на просьбы и Душанбе, и Москвы. Однако, сразу после американского бегства из Афгана, китайцы изменили первоначальные планы. Дорога через Кыргызстан и Узбекистан пойдёт и на юг, охватывая Таджикистан.
Выводы. Сеточка получается через Евразию. И широтная, по китайскому проекту, и меридиональная, по русскому. И чем больше дублёров, тем лучше. Спасибо президенту Рахмону за открытие многочисленных пунктов перехода границы в Афган. И ещё: прогнозирую планирование в скором времени и диагональных маршрутов через Евразию. Куда пойдут трассы — зависит от геополитической обстановки.
Евразия и диагональные трассы
Существовали ли когда-нибудь в истории проекты геополитических диагональных маршрутов?
Для краткости помянем только два, оба — более чем столетней давности. Автором первого диагонального проекта был Второй Рейх Вильгельма II. Техническое решение — строительство железной дороги Берлин — Багдад. Геополитический смысл — выход германских товаров и германского влияния на Ближний Восток, далее — в Индийский океан.
Предпосылки сложились таким образом. После Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Российская империя не смогла реализовать в своих интересах результаты чисто военной победы. Бывшие союзники России по войне — Румыния и Болгария — весьма скоро перешли под экономическое и политическое влияние Берлина и Вены. Возникла идея — через сферу влияния на Балканах подчинить и Турецкую империю, а затем выйти в Персидский залив.
Результаты. Проект не был до конца реализован до начала Первой мировой. У стран Антанты — Англии, России и Франции — проект вызвал геополитический страх. Англичане стали опасаться роста германского влияния в Персии и угрозы Индии. Россия не желала ждать, когда немцы перекроют Босфор, необходимый для вывоза русского зерна на экспорт (тогдашняя зерновая сделка). Геополитики Парижа и Санкт-Петербурга полагали угрозу этого проекта более значимой, чем развитие германского броненосного флота. Итог — мировая война.
Автор второго диагонального проекта — Россия. Техническое обеспечение выразилось в строительстве КВЖД — Китайско-восточной железной дороги. Тогда Россия контролировала китайскую Манчжурию. Обеспечивался короткий путь к русской базе в Порт-Артуре и торговому порту Далянь, он же — Дальний.
Цель и смысл — в выходе к незамерзающим портам в Тихом океане. И в развитии влияния на Корею и на Юго-Восточную Азию. Поражение в ходе русско-японской войны положило конец этому диагональному проекту…
Погранпереходы в Афганистан открыты: что дальше?
Президент Рахмон лично открыл несколько пограничных переходов на границе Таджикистана с Афганистаном. Сообщают, что строительство и введение в строй этих пунктов происходило в ускоренном режиме.
Вот список районов, где президент РТ лично присутствовал при открытии погранпунктов: Фархорский, Лахшский, Шамсиддин-Шахинский районы Хатлонской области, Рушане, Ишкошиме, Мургабе и Хороге.
Итого, открыто 24 пограничных пропускных пунктов (ППП). А всего с сентября 2022 года — уже 74.
Это много или мало? Для сравнения, возьмём все действующие ППП на границе РФ с КНР. Их всего — 24! И это при огромной протяжённости общей границы. А также при наличии десятилетий особого, всестороннего, вечного и т.д. стратегического партнёрства.
Выводы напрашиваются такие. В весьма скором времени Душанбе признает правительство талибов в Кабуле. И начнёт осваивать путь на юг, через Афганистан и Пакистан. К Индийскому океану.
Менее решительные и менее быстрые соседи будут платить таджикам за ускоренный и дешёвый транзит.
Что пока не хватает для таких наполеоновских планов? Да самой малости: прекращения военных действий части таджиков во главе с Масудом-младшим, против правительства талибов. А самим талибам надобно бы создать то самое инклюзивное правительство, которое включило бы представителей таджиков, узбеков и хазарейцев. Как минимум.
Кто препятствует? Есть такая структура, которая заморозила деньги суверенного Афганистана на своих счетах. Называется она — Федеральная резервная система — ФРС. И посему не спешим ругать лично старика Байдена или быстроходного госдеповского Блинкена. ФРС им не подчиняется. Скорее, они пляшут под её заказанную музычку.