Найти тему
Эдуард Горб

91 глава. Доколе?

91 глава. Доколе?

Царь Давид в своих псалмах поднимает очень занимающий моё слегка подуставшее за 64 года жизни сознание вопрос о том, постоянно ли Богу есть дело до меня во всех суетных мелочах и житейских пустяках, если Он даже любимого Давида оставлял на долгие времена без общения? Богу ведь есть о чём подумать наедине с Собой, помолчать, попочивать… Это для себя я это целый Явахухкакой, а для Творца - прах, пыль с Его сапог...

Давид прямо таки возмущённо, совершенно утратив терпение и презрев приличия, голосит дурниной: «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]? Доколе врагу моему возноситься надо мною»?, (Пс.12:2-3). Что-то вроде того, что, мол, наобещал с три короба, а как до дела дошло, так и где всё оно? Шо же, как же мне теперь, самому себя спрашивать и самому себе вместо Тебя ответствовать, и принимать это за дружеский совет моего Бога (мол «я ж Тебя знаю Господи»), а Тебе и дела нет до того, как я тут выворачиваюсь наизнанку, Ты забыл меня напрочь, скрываешься, а надо мной тут глумится кто ни попадя? Так Ты ж потом меня ещё и накажешь за то, что я сам себе от Твоего имени насоветовал «не так верно, как Мой раб Иов» да?! Вот у кого ещё в истории было такое право предъявлять Самому свои ревнивые претензии? Так глупая жена часто проверяет мужа, так ли сильно он её любит, как говорит?!))) Давид себя считает брошенкой, мол, поматросил и бросил. Нет, таких требовательно озабоченных больше в истории Ветхого Завета нет. Даже Сын Божий общался со Своим Отцом куда как более почтительно, хотя Они с Отцом -одно, в отличие от Давида, который Богу не сын, но раб. Со стороны Давида – это дерзкая отвага или недоумие с недоумением? Конечно, отвага. Давид был и есть отважный воин и смелый царь. Он прямо, без лицемерно избыточного лизоблюдства и популизаторского восхваления, задавал Богу те вопросы и так, как желал получить на них ответы. Да, Ты – мой Бог, а я – Твой человек, раб Божий, тварь Тобой сотворённая. Вот Ты мне и за меня ответь, Ты же это всё придумал и сотворил, Ты и в ответе за всё! Разве не так, если «ничего без Меня не можете» есть Истина? Предположить, что Бог велел людям плодиться, размножаться, распространяться по земле и на ней владычествовать лишь для того, чтобы каждое мгновение каждым везде и во всём рулить да подруливать, конечно можно. Но это безобразно глупая и ни на чём не основанная гипотеза. Давид именно так спрашивает своего Бога, потому что Он его царём над Своим народом избрал и уполномочил. А все остальные кто? И уж если у Господа даже до Давида не всегда доходили руки, то на остальных ваятелей Вавилонского столпа… положил Он этот самый столп, как пить дать. «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал» - так утверждает Высоцкий Владимир Семёнович и в этой его догадке, кроется ответ на мой вопрос. Обычный талантливый трудолюбивый и умный человек, не приближенный к телу императора, как часто может обоснованно рассчитывать на личный приём Государя? Знает ли царь хоть что-то о всех без исключения своих сотнях миллионов подданых? Неужто к Господу «на поговорить» попасть проще, который вообще над всеми один? В веке чуть больше трёх миллиардов секунд, а народищу на земле развелось поболе восьми миллиардов особей… Смешная арифметика, но отрезвляющая… Безусловно, Богу возможно всё, но вот второй стороне общения - человеку одной трети секунды раз в сто лет маловато будет.))) Но Бог сказал, как отрезал: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Вот. Храни и умножай то, что дадено. Не печалься и не хнычь. Радуйся. И не умничай. И даже не начинай...))) Вот так я себе всё объяснил.

В целом первые двадцать с небольшим псалмов производят впечатление, что Давид с Господом общается, как с другом, иной раз предъявляет своему Богу претензии, часто навязчиво и откровенно попрошайничает, как будто Отец ему обязан и должен, как земля колхозу, и совсем нередко хвалит себя, называя «святым» и это самое скромное прозвище.))) Так мнит за себя Давид, говоря Богу: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление», (Пс.15:10).

Это не похоже на то, чему учат некоторые наши церковники, что надо полагать и искренне думать, глядя на всех окружающих тебя тварей Божиих, что ты, любимый собой до невозможности, есть самый грешный, наираспоследнейший, до кошмарной жути ничтожный, хужейший из наихудшедших. Такое вот лицемерное искусственное надуманное от безделия юродствование. Пару коров бы тому, кто это придумал, да сотни две курей с голубями.))) Ведь истинный смысл того, что последние будут первыми, не в способе стать первым, а в том, чтобы не лезть поперед батьки в пекло))). А вот Давид не лицемерил и не идиотничал, сам себя оценивал по достоинству! А как иначе?! Если его Сам Бог избрал и дал поручение Самуилу помазать его от имени Бога на царствование над Своим народом, первенцем Отца нашего небесного. И замечу, что Он, народец этот, у Отца один единственный, не семеро по лавкам. Это ж хуление Святого Духа получается, если самый избранный Господом из всех избранных Богом вдруг ничтожество распоследнее?!)))

Поэтому Давид основательно считает, что Бог своим избранным дарует честь и величие... И его мнение представляется гораздо более соответствующим наказу Творца быть владыками на земле, то есть отвечать не только за себя, но и за всё, что все иные твари на ней вытворяют. «Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня, ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне», (Пс.17:21-24). И по-человечески это мудро: заслужил - получи, прими в руки чистые то, что тебе положено в них Господом твоим.

Что за тайну великую Отче наш младенцам открыл, а от мудрых и разумных утаил? Оба Апостола и Лука, и Матфей говорят в синодальном переводе «утаил». А дословный перевод с греческого говорит, что не утаил, а открыл и потом скрыл. Это разные вещи. Как скрыть однажды открытое? Изменить понимание открытого. Так открытое станет скрытым. Человек с возрастанием изменяется и у него меняется понимание многих фактов и явлений, меняются представления о Боге, о себе, о ближних. Каждый мудрый был младенцем, и ему она (тайна) была открыта. Куда он её потом дел? Как утратил? Или обменял на мудрость и разум? Утратил страх Божий и бесспорное безусловное безоговорочное признание того, что «ничего без Меня не можете». Это абсолютная беспомощность и беззащитность не только перед Отче нашим, но и перед отцом по крови и перед всем миром. Когда мы вырастаем и, как бы, хотя и далеко не все, мудреем, мы начинаем сомневаться: «Да, ладно!? Так уж и совсем-совсем ничего не можем без Тебя?! Ну, может, кто-то что-то всё-таки могёт»? Ну, хотя бы сына родить и воспитать, сад насадить и вырастить, дом построить и благоустроить, чтоб был в нём твой дух, чтобы в нём тобой и твоими пахло... Или как? И страх Божий мало-помалу пропадает и растёт семимильными шагами самомнение... А чё? Я ничё! Другие вон чё, и то ничё! Как мужу состояться, чтоб и Дух Святой обрести и страх Божий не утратить? Сын Божий имеет страх Божий или только Дух Святой, который от Отца исходит и в Сыне животворит? Христос говорит, что Отче открыл и Он же скрыл. Значит, это сокрытие было угодно Господу и от человека не зависит. От мудрых и разумных скрыл, а от безумных дуралеев оставил открытым, у тех, кто разумом остался младенцем? Да нет, балбесы об этом просто не задумываются, дуракам жить легче. Не даром на Руси, что ни герой народный, то дурак дураком. Дураку всегда всё и сразу ясно и понятно, у него нет ни вопросов, ни проблем. Что имел в виду Христос, говоря: «ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение»?, (Мф.11:26), (Лк.10:20-21).

Профессор древней истории и богословия Лопухин Александр Павлович, считает: «Буквально можно было бы перевести так: да, Отче, (Ты скрыл… и… открыл), потому что так было благоволение (желание) пред Тобою. Но если правильно — русский буквальный перевод здесь невозможен. Слова έμπροσθέν σου относятся к εὐδοκία; если так, а не иначе было, то потому, что это было благоугодно Тебе. У Лк. 10:21 только переставлены εὐδοκία и ἐγένετο, одно на месте другого». То, что человек своими человеческими словами не может объяснить нечто, как благоугодное Богу, не означает, что оно Богу не благо, и не угодно. То есть всё, что было и всё, что будет, как оно есть и будет, вне зависимости от мнения об этом человека, Богу благоугодно. Что бы кто не вытворял. Страшно? А то! Вот в этом и есть настоящий страх Божий. Всё, что с тобой и с твоими ближними произошло, происходит и произойдёт было есть и будет благоугодно твоему Богу. В этом и вера, и праведность, и верность. Всё остальное – мудрствование, влекущее предательство. Бог Авраама Сам спас Авраама от предательства, оборвав его умничание. Дело то было вот как: «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место», (Быт.18:22-33).

Вот. Если бы Господь не ушёл, перестав говорить с Авраамом, то последний договорился бы до предательства, ибо не твоё собачье дело судить намерения и поступки Творца с помощью твоих человеческих разума и мудрости. У человека и у его Творца, мягко говоря, могут быть не вполне одинаковые или подобные точки зрения, оценки и мнения на одни и те же помыслы, желания, слова или действия, несмотря на то, что человека Он создал по Своему образу и своему подобию. Так тварь отличается от Творца, как кукла от кукольника.

Богу благоугодно было, чтобы человек сначала в младенчестве почувствовал блаженство Его присутствия, как Адам со своей женой, ставшие одним неразлепным человеком в раю, а потом вышел бы этот человек из рая принудительно во взрослую жизнь, как любой человек из своего детства, грызя плод познания добра и зла, и искал бы мучительно и трудно в поте лица своего путь возврата в рай… Бог выгнал Адама из рая, не для того чтобы пасти каждый шаг его, а чтобы он сам взрослел, обретал разум, добрел и мудрел, «потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» - к такому выводу спустя некоторое время после потопа пришёл Господь. Обретение разума, мудрости, Святого Духа это, конечно, в конечном итоге, дар Божий, но дается он только в сотрудничестве с Ним и зло превращать в добро – это наше человеческое занятие. Таково благоволение Творца, Он так создал этот мир. Каждый, кто был младенцем, интуитивно чувствует зов Творца, он помнит тот момент, когда он взыграл во чреве матери, почуяв на уровне духа Господа своего. Этот момент способны помнить женщины-матери, как пережившие его, и не способны мужчины. Поэтому, Лука Крымский считает, что женское сердце лучше, тоньше, божественнее мужского, ибо оно помнит момент присутствия Бога. Муж, в результате единения с женой, тоже испытывает оргазм... Но то ли это чувство? Вряд ли. Прилепившийся к жене… и не более того)))

Тут вспоминается место из Евангелия, когда встретились оплодотворённые одухотворением Мария и Елисавета. Мария «вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа», (Лк.1:40-45)

Младенец Иоанн в чреве Елисаветы почувствовал присутствие Бога в только совсем недавно зачавшей Марии и передал свою радость матери. Он не стал мудрствовать лукаво: Бог это или не Бог? Али ещё кто, мало ли? Он взыграл, ибо у него такого вопроса не стояло. Конечно, Бог! А кто ж ещё то!? «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Вот оно то самое и есть.

Для Давида Бог - его друг, который просто сильнее, мудрее, добрее и совершеннее его. Они соратники, сотрудники, несмотря на то, что Бог – Господь, а Давид – раб. И Давид позволяет себе, и его Бог дозволяет ему оценивать поступки Бога, Его личностные качества... В этом великая мудрость! Это и есть познание Бога.

Давид, в отличие от меня, абсолютно уверен, что его Бог не имеет других забот и занимается только его проблемами... Ну или, как минимум, что проблемы Давида для Бога в непререкаемом приоритете.))) «Любишь ли ты Меня больше нежели они»? – это вопрос на все века. Причем в 17-м псалме создается впечатление, что Давид благословляет Бога не даром, а за то, что Бог ему уже дал. «Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы, и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня. За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему, величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки», (Пс.17:47-51). За то – буду… Это тема спора сатаны с Богом относительно богобоязненности Иова... Даром имеет Иов страх Божий или за то? Зато Давид абсолютно искренен и честен и перед своим Богом, и перед собой, и перед ближними своими. Это основа веры и верности.

Если Господь не удержит меня от умышленного греха, то быть греху! Так считает Давид. Если человек согрешил, то это Бог допустил? То есть и грех - не грех, раз уж Сам Бог говорит примерно так: «Ну, ничего хорошего, конечно, но вреда, однако, тоже никакого, лады, пусть будет. Допустимо. Нормально. Терпимо. Вытерпеть и привыкнуть можно». Из грехов и борьбы с ними, из добра и зла складывается биография человеческая, ибо из безгрешности, как и из беззлобности ничего сложить невозможно – в них же нет ничего, нет самой жизни. Жизнь и долгоденствие совсем не одно и то же. Биографическая личностная смерть... Человек ещё не умер, но как личность уже давно не жилец... И Давид это отлично понимал. Он даже очень смешно рассказывал и подсказывал Богу, что и как Бог сделает с теми, и с этими, и что ещё сделает, а потом ещё и добавит...

«Ты истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих», (Пс.20:11). Это очень близко к нынешней Израильско-Палестинской войне, которая на этой земле не прекращалась со времен допотопных. Был перерывчик на потоп, а потом, чуть размножились, и давай снова воевать. То есть плоды нечестивых и их семя по мнению Давида Бог в своё время истребит... «ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли [выполнить их]», (Пс.20:12). Это воспоминание Давида о приказе Бога Израильтянам истребить всех без исключения хананеев, но евреи в то время не смогли истребить всех хананеев и вот теперь настала пора истребить их... «Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их», (Пс.20:13). Скоро увидим прав ли Давид. Бог своих не бросает. Русские тоже. Так ли?

В 21-м псалме Давид предвосхищает крестные мучения Человека Иисуса Христа, который по человечности был и есть потомок царя Давида. Христос на кресте прямо перед своей человеческой смертью сына человеческого произнёс те же слова, что и Давид: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» и далее продолжил: «Далеки от спасения моего слова вопля моего. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий», (Пс.21:2,7-9,17-19). И предсказывая будущее записал: «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что́ сотворил Господь», (Пс.21:28-32).

Это про Христа. Давиду Бог приоткрыл видение судьбы всех своих потомков и то, что будет одно стадо и один Пастырь. Он будущие муки Иисуса ещё при своей жизни воспринимал, как свои. Если в жизни Давида, Иисуса иных Божиих избранников основные вехи и даже такие мелочи, как делёж одежды были предопределены, то наша собачья жизнь также заранее Богу известная или же Богу до нас нет вообще никакого дела, до червей земляных? Мне Писание не даёт никаких оснований сделать вывод, что Бог пасёт каждую мысль, слово и шаг каждого человека. Да, стадо в целом пасёт и то, стадо Своих овец, а не всех баранов и козлов вокруг. С избранными отдельными личностями типа Ноя, Моисея, Давида, Соломона общался так часто, как Ему было надо, но даже у них Он не контролировал каждый шаг. Что уж толковать про червей земляных? Зачем Ему с ними в их грязи и навозе возиться?

Блаженство безмерного ненормированного никак куража – это прямое общение с Богом. Оно возможно для всех и всем положено? Я в Библии подтверждения этому не нашёл. Бог общался с Моисеем, а с остальными – уже Моисей. Моисею блаженство, а всем остальным – Закон, чтоб блюли норму. Блаженство может стать нормой? Может, но тогда будет утрачен кураж блаженства. Представляется такой цикл в общении от Блаженства жизни до Мучения смерти: Блаженство (утрата времени и меры) – Нормальность (утрата блаженства, возвращение меры и времени, но без бед) – Допустимость (уже не нормально, но ещё допустимо) – Терпимость (крайне не желательно, но вытерпеть можно) – Мучение … и когда мучение становится невыносимо, оно обращается новым блаженством смерти. Человек в старости искренне не желает жить земной жизнью вечно, если качество жизни с течением времени будет только ухудшаться. Я видел как умирала тёща с 80-ти до почти 90 лет… в 80-т страшно боялась, а в 89 -ть в самом конце уже звала смерть, как избавление. Так блаженство жизни переходит в блаженство смерти.

Что это за предел или критерий, когда блаженство становится мучением? Постепенно, шаг за шагом, блаженство становится нормой, потом норма надоедает, потом надоедливое приходится терпеть, потом к терпению приходится привыкать как к норме или как к блаженству…

Блаженство – состояние полноценного человека, который впервые встретил Бога и себя ощущает телесно и осознаёт духовно в естественном бытии общения и единения со своим Богом, и обрёл веру в то, что его Бог теперь его ни за что никогда не оставит, что так теперь будет вечно. Это то, когда Бог + муж + жена = Один полноценный человек. Блаженство и кайф – разные состояния. Блаженство – есть синоним счастья, а кайф – удовольствие, которое не всегда, а чаще всего прямо противовоположно счастью. Я всю прошлую, до начала движения к Богу, жил и считал себя кайфовщиком, то есть я стремился получать удовлетворение от всего, что делал так или иначе. Заниматься только тем, что доставляет радость, удовольствие, а если проходилось заниматься тем, что делать не хотелось, но было надо для обеспечения себя и своих ближних приемлемым уровнем жизни, то и в этих занятиях пытался найти и находил то, что доставляло мне кайф. И когда исследовал свойства углей, и когда рубил мерзлоту для заливки свай под строительство дома на севере Красноярского края, и когда сочинял что-то для КВН или иной самодеятельности, в которой доводилось принимать участие, от общения с мудрыми талантливыми людьми, от общения с роскошными изнеженными женщинами и от общения с неудержимо грубыми бывшими зеками на шабашках, которые прикуривали от угля, который они брали голыми руками прямо из костра и пили водку из бутылки одним полулитровым глотком до дна, от опер и оперетт и от мордобоя на улицах, от спортивных тренировок до отключки и от выпивки с друзьями, и … в общем везде, при каждом удобном случае… И получалось, что удивительно! Конечно, пытался при этом, не особо вредить ближним, но это не было главным или непреодолимым препятствием. Умышленного зла я не творил, но иногда, походя, конечно, наносил обиды ближним. И я искренне считал, что жить надо для получения и доставления удовольствия себе и своим ближним, и нужно обретать умение его извлечения из всего. Больше всего кайфа приносили занятия познанием мира, причём разными науками, которые действительно науки естественные, и которые люди придумали называть тоже науками гуманитарными. Это было здорово, но и всё остальное: друзья, женщины, алкоголь, табак, рыбалка, походы в тайгу и в горы, песни у костра, спортивные соревнования и подготовка к ним, сочинение стишков и сценариев, подготовка к КВНам и концертам и собственно они сами, проектирование несложных домов, иных строений, мебели и их строительство или изготовление своими руками… - всё это доставляло удовольствие и было не просто хорошо, а хорошо весьма. И всё это было в жизни без Бога, то есть правильнее сказать, что я о Нём не вспоминал и не искал общения с Ним, как мне казалось… Кумирами были: Сократ, Архимед, Платон, Аристотель, Пушкин, Лермонтов, Лобачевский, Моцарт, Ньютон, Шекспир, Рубенс, Гегель, Чайковский, Энгельс, Айвазовский, Наполеон, Ленин, Суворов, Кант… это список можно продолжать долго и все были удостоены моего восхищения и поклонения. Переосмысление ценностей стало приходить года через три после начала пути Богопознания… Блаженство – это радость общения в единении, в сотрудничестве и соратничестве с Богом. Без Бога – просто кайф. Получается, что состояние блаженства достижимо только для избранных Богом и только для них, для единиц. Всем остальным, всему стаду – простые радости человеческой жизни: дышать ароматами полей и лесов, пить родниковую воду и иные чудесные напитки, есть чистую вкусную пищу, утопать в луговых цветах, получать радости плоти и крови, душевно общаться, веселиться, петь хором и танцевать и обустраивать вокруг себя житие бытие… И кто сказал, что это плохо? Бог сказал, что хорошо и хорошо весьма. И я Ему верю всегда и во всём. А всем остальным – доверяю, но проверяю, когда не лень.)))

По моим рассуждениям блаженство, как исключительное состояние, не может стать нормой. Человек просто не способен выдержать состояние куража долго. Я это знаю опытно, на примере решения задач в познании их тех, кто никто до тебя не решил. Озарение и открытие ранее сокрытого приходит только тогда, когда ты загнал в себе своего внутреннего человека в такие невыносимые условия, что он вынужден решить поставленную тобой самому себе и ему задачу или сдохнуть. И он выбирает (О! чудо!) решить её, совершить какое-то открытие. И это состояние сравнимо с блаженством. Но истощение после открытия таково, что требуется длительное время на восстановление. Это потребность седьмого дня для почивания Бога после шести Божих дней Творения. Менее сложные задачки познания решаются потом, конечно, играючи… без фанатизма.

Норма (естественный нравственный закон) – это установленный Богом для Его тварей Закон общения человека со своим Богом, с самим собой и со своими ближними, определяющий принципы и правила прихода мыслей и желаний, их осмыслевания и оценки, мотивации и осуществления действий и поступков человека, подразумевающих возможность их нравственной оценки соответствия Слову Божьему, тому призванию и предназначению человека, которое ему уготовано Господом. Христос говорит, что «блаженны слышащие и соблюдающие слово Божие». Божий закон естественен для человека, как данные ему при творении, и он присущ каждому человеку как личности, как твари Божией в которую Бог вдунул своё дыхание, свой Дух, проявляющийся во внутреннем нравственном чувстве (голос совести, живущий в сердце, как наш внутренний голос, голос нашего внутреннего человека), обнаруживаемый в обретенной человеком способности знать добро и зло, ценой обретения умирания смертью, а взамен полученный талант отличать добро от зла во всех цельных творениях, явлениях и процессах, и направлять себя в сторону Бога. Закон - это то, что ты услышал, познал и принял, а блаженство это сделать своей сущностью и применять угодным Богу способом все Его Законы, Постановления, Указы и Слова без исключения… Закон есть и дан людям в виде Слова Божиего в Священном Писании. Дело за малым – начать соблюдать.)))

Человеку удаётся мыслить, желать и поступать так, как удаётся, и совсем не всегда это соответствует Божескому пониманию Закона. Где предел допустимого, когда уже не нормально, но ещё приемлемо? Допустимо ходить пятками по лезвию ножа между добром и злом и резать в кровь свои босые души? Высоцкий Владимир Семёнович считал, что только так и нужно, если ты истинный поэт. А кто такой истинный поэт? Это то, кто обрёл умение видеть, слышать, обонять и всеми фибрами своё души ощущать красоту Творца и гармонию созданного Им мира и выразить это своими человеческими словами. Передать свой восторженный вдохновенный кураж своим ближним.

Предел допустимого у Бога это тот мир, в котором мы живём, и то, что мы знаем о том, как жили до нас и каков был мир. У Бога эти пределы, если они вообще существуют, безумно широки, Он даже дозволял еврейским матерям есть своих младенцев и не истреблял их за это, а за ранние измены Ему лишал жизни. Предел допустимого у человека регулируется его Богом, который внутри него есть, если он есть, то его честь, достоинство и совесть говорят ему о наличии этих пределов. Для определения того, что неизлечимо в отношениях людей, Бог дал Своим людям свои Законы. Но люди придумали свои. Решили, что Божьи законы для них недостаточно хороши, и надо придумать свои гуманные, отсюда появился сатанинский бред собачий про равенство всех перед всеми, про одинаковость, про быть как боги, про демократию, про свободу и либерализм, про права человека, про права животных…

Если нарушаются пределы допустимого начинаются мучения или страдания. Страдание – есть оборотная сторона радости, как зло оборотная сторона добра. Духовные, душевные и плотские страдания составляют отбирание чего или кого-либо у человека: бога, чести, достоинства, совести, жены, друга, врага, части плоти… Блаженная Радость - есть обретение, печальное страдание – утрата, отбирание…Радость – вкусить и съесть плод дерева познания добра и зла в раю. Страдание – утрата рая вследствие того, что ты обрёл радость и Бог выгнал тебя из своего сада только и исключительно за то, что ты, по Его мнению, что-то не то съел.)))

И вот когда человек обретает умение обращать страдание в новую радость и блаженство, начинается новый цикл, снова от радости до печали и наоборот от печали и скорби до радости и блаженства. Эти циклы по спирали ведут человека к духовному, душевному и физическому возрастанию в полную меру вершиной которого является сам его Бог, и зачастую он совсем не такой, как ты его представлял в начале пути, ибо представления о Боге на путях Богопознания постоянно меняются. Мне представляется, что гипотеза о том, что Бог никогда не изменяется, что он всегда один и тот же, не имеет основания в Библии. Постоянство Бога в Его непрерывном изменении, Он в каждый момент времен для каждого свой и иной.

Мне представляется, что Бог по-разному строит Свои отношения с пастырями (царями и иными вождями своих народов) и со стадом, которое мы называем народом. Как Моисею советовал его тесть делегировать свои полномочия своим подчинённым, а самому принимать решения только по основополагающим вопросам, таким как направление движения. Бог – под Ним пастыри – под пастырями стада... Бог - Его помазанники - все остальные, как вассалы Его помазанников, при этом действует принцип, что вассал моего вассала не мой вассал. Одной идеальной вертикальной линии от Бога до каждого человека на самом дне социального болота – нет. Нет идеальных выверенных полностью контролируемых линий. Везде есть эффект нечаянных сюрпризов. Давид получил Вирсавию для зачатия Соломона не прямым честным путём и не девственницей, а чужой женой ему преданного воина, и чтобы исполнить волю своего Бога он друга послал на смерть, и его жену взял себе... В этом эпизоде и не только в нём не усматривается по человеческому рассуждению, что Бог даже у своего любимца Давида не контролировал каждый шаг. Только направление движения: к Нему или от Него.

Точно также Бог не определяет окончательно и безвариантно кому быть предателем и изменником. Предать можно Бога (веру); Его помазанника (царя); свою страну, Родину, Отчизну; свой народ; свой род (семью); своих ближних, самого себя. При этом из Библии следует, что если предательство своего народа совершается в пользу Бога или Евреев, то это, по мнению Бога, не предательство, а озарение святостью.

Предатель тот, кто был среди нас, но оказался не с нами... Изменил своим, среди которых он был зачат, родился и вырос... Он изменил своим: своему Богу, своему царю, своей Родине и Отчизне, своему народу, своему роду, своим ближним, своей жене и самому себе. Измена не бывает кому то одному, она всегда бывает сразу всем, начиная от Бога, кончая собой. Поэтому Бог одинаково строго карает и тех, кто считает, что он всего навсего изменил только царю или жене, а Богу и народу - нет, и тем, кто изменил своим Творцу и Отцу. Когда я рос мальчишкой на Кубани, у ватаги пацанов примерно одного возраста в каждом селе или в станице был свой вожак, у нас был Саня по кличке Бес (первые три буквы длинной то ли еврейской, то ли польской фамилии) и если он говорил вечером: пойдём бить морду колхозникам, то не принято было задавать вопросы: А за что? А зачем? Они ж у себя дома в своём колхозе? Мы шли и дрались по чесноку... А с любым вопрошателем, с ним, как с предателем... Прямо на месте, прямо по морде и кончен разговор, причем это клеймо навсегда. Если сказал царь "Айда", то вперёд! Если не согласен, то стань сам царём, а если не можешь, боишься, то ты или с нами, или предатель, третьего не дано. Даже просто для сомневающихся – «секира лежит у корней»... Прощал ли Бог предателей? Даже тех, кому Сам Бог велел быть предателем, не прощал, как например Иуде Искариоту...

Предатели нужны, чтобы остальные испытывали чувства отвращения и омерзения к ним и истребляли их из своей среды... Бог назначает предателями таких мерзких тварей, чтобы было понятно, что они есть везде... даже в команде соратников и сотрудников Бога. Что уж про нас, про наше государство, про команду нашего царя и нашу армию говорить? Иуда Искариот был доверенным лицом Иисуса Христа, ибо был в команде Его соратников и сотрудников казначеем. При кочевой жизни это не последняя должность. Симон Кифа, названный Петром три раза кряду со страху за свою жизнь за своё здоровье предал своего Христа, которого почитал за Сына Бога живого. Все остальные ученики, кроме Иоанна, разбежались с Голгофы, как крысы с тонущего корабля. Самыми мужественными и верными оказались юный Иоанн, и женщины Мария Богородица, Мария Магдалена, Саломия, Иоанна… Но Христос с Отцом, со Святым Духом, с Марией Девой Богородицей и с их соратниками и сотрудниками всё равно победили. Победим и мы, несмотря на то, что на всех уровнях у нас много явных и скрытых предателей, но мы собрались во имя Господне, а значит и Он между нами и с нами, и наше дело Ему угодно, и мы движемся в правильном направлении, и будем идти, доколе не дойдём до Победы. Аминь.