Для начала думаю стоит определиться с тем, что трудовые мигранты - это не только низкоквалифицированная рабочая сила, практически не знающая русского языка.
Это и иностранные специалисты, необходимые для наладки уникального оборудования, закупленного за рубежом, и ученые, занимающиеся фундаментальными научными исследованиями, и успешные бизнесмены, которые хотят открыть свой бизнес в России, и связать с ней свою дальнейшую жизнь.
И все они нам несомненно нужны, даже те трудовые мигранты, которых принято называть "гастарбайтерами", просто с последними необходимо жесткое регулирование и контроль.
Ведь думаю ни для кого не секрет, что доля экономически активного населения в России (и в подавляющем большинстве развитых стран) ежегодно уменьшается.
Другое дело, что допуск в страну трудовых мигрантов должен быть подробно регламентирован на законодательном уровне, и за соблюдением законодательства должен вестись жесткий контроль.
Что должно учитываться в законодательстве о трудовых мигрантах
Во-первых, нужно четко разграничить типы рабочих виз, что в настоящий момент не реализовано никак, а ведь имеется огромная разница в востребованности каждого конкретного специалиста, и соответственно должны быть разные условия и льготы для разных категорий приглашенных специалистов.
Особо ценным специалистам, необходимым для реализации приоритетных национальных проектов - упрощенное оформление, более длительный срок визы, возможность перехода к другому работодателю и другие льготы.
Неквалифицированной или низкоквалифицированной рабочей силе - жесткая привязка к пригласившему работодателю, жесткий контроль со стороны работодателя и миграционной службы.
Тут в значительной мере можно воспользоваться опытом Объединенных Арабских Эмиратов, где доля трудовых мигрантов достигает 70-90%, но при этом отлично налажена многоуровневая систем рабочих виз и контроля за трудовыми мигрантами (вплоть до частичного ограничения в правах, и концентрации в местах компактного проживания для неквалифицированной рабочей силы).
Так же нужно четко обозначить законодательно ответственность работодателя, и правовые последствия за их несоблюдение, и они не должны быть формальными, а наоборот максимально жесткими, чтобы работодателю не было проще заплатить незначительный штраф за нарушение миграционного законодательства.
К примеру, если работник уволился/был уволен с предприятия, которое присылало приглашение трудовому мигранту, то работодатель должен в в тот же день сообщить миграционную службу (иначе будет оштрафован на сумму от 1млн рублей), а само увольнение послужит автоматическим прекращением визы, после чего трудовой мигрант должен в недельный срок покинуть территорию Российской Федерации.
Так же стоит увеличить количество документов, которые необходимо предоставить при получении рабочей визы.
Возьмём, к примеру, медицинские справки, сейчас необходима только справка об отсутствии ВИЧ, а следовало бы добавить аналогичную справку об отсутствии заболевания туберкулезом и еще рядом заболеваний.
К тому же, необходима на мой взгляд, справка об отсутствии судимостей, бандитов и уголовников у нас своих хватает.
А для того, чтобы все эти справки не были просто бумажками, нужно наладить на государственном уровне четкий механизм взаимодействия со странами, которые являются основными поставщиками рабочих мигрантов в РФ, для того чтобы упростить и ускорить проверку информации, предоставляемой соискателями рабочей визы.
Думаю неплохо было бы еще ввести страховой депозит на депортацию, т.е. чтобы трудовые мигранты при получении рабочей визы оформляли страховку на случай депортации, и государству не пришлось бы за свой счет держать их в центрах временного содержания (перед депортацией) и оплачивать им переезд на родину.
Какие трудовые мигранты нам точно не нужны
Точно не нужны мигранты с судимостью, ранее нарушавшие миграционное законодательство, с неизлечимыми заразными болезнями, находившиеся на наблюдении у психиатра, не сдавшие экзамен на установленный законом уровень знания русского языка и т.д.
Такие "работники" явно никакой пользы России не принесут, а вот кучу проблем и расходов запросто, так что для них въезд должен быть строго-настрого закрыт (и не только по рабочей визе).
Подводя итоги
Помимо незнания русского языка и увеличившегося количества преступлений, совершаемых мигрантами, часто приводят еще два довода против трудовой миграции: то, что мигранты вывозят деньги из страны, и то, что мигранты занимают рабочие места, которые могли бы достаться россиянам.
В первом случае стоит понимать, что они вывозят только свой заработок, а результат их труда и налоги (кстати повышенные, относительно граждан РФ) - остаются в России.
Что касается второго, то этот вопрос давным-давно уже решен в ЕС, где в качестве претендента на рабочее место в первую очередь рассматривается граждане, и только при отсутствии соискателей-граждан - рабочие мигранты.
Таким образом, я считаю, что несмотря на определенные сложности, трудовая миграция, особенно касаемо высококвалифицированной рабочей силы - это несомненное благо.
Однако для получения положительного результата, необходимо законодательство, жестко регламентирующее все нюансы трудовой миграции и жесткий контроль за их соблюдением.
Думаю и то и другое возможно, но для этого нужно, чтобы государство поставило это в приоритетные цели и последовательно проводило необходимые изменения.