Найти тему
MAXXIS RUSSIA

Советская «Копейка» на корейский лад: как в Южной Корее освоили производство Fiat 124, и почему из этого в итоге ничего не вышло

Искушённые автолюбители и знатоки истории наверняка помнят, что знакомый каждому советскому гражданину автомобиль ВАЗ-2101, или в простонародье «Копейка», выпускался не только в СССР, но и в целом ряде других стран. Вернее сказать, это был не совсем он, а лицензионная копия итальянского прародителя серии – Fiat 124. В Испании модель носила имя SEAT 124, в Индии называлась Premier118NE, а в Турции именовалась Tofaş Murat 124. Отвёрточной сборкой модели из поставляемых итальянцами деталей промышляли даже в Болгарии, Югославии и Польше. А вот о том, что этот конструктивно простой и неприхотливый автомобиль собирали в том числе и в Южной Корее, знают далеко не все.

Завод марки KIA по сборке велосипедов
Завод марки KIA по сборке велосипедов

Чтобы понимать, каким ветром этот популярный и успешный южноевропейский проект занесло в Восточную Азию, нужно сказать несколько слов о том, в каком состоянии находился корейский автопром в конце 60-х – начале 70-х годов. В те времена автомобильные компании в Южной Корее возникали в больших количествах. Во многом это стало возможным благодаря правительственным льготам на импорт автокомпонентов. А финансовым подспорьем для резвого старта лицензионной сборки иностранных машин послужил подъём промышленности после окончания Корейской войны.

К примеру, фирма Asia Motors, которая взялась за выпуск корейских «Копеек», начинала с восстановления грузовиков и автобусов, в которых остро нуждалось государство. А их основной конкурент – компания Shinjin Motor, занималась выпуском запчастей, после окончания войны сменив профиль деятельности на ремонт автомобилей армии США. И поскольку молодой корейский автопром ещё не был готов к созданию собственных автомобилей, лицензионная сборка Fiat 124, на которую итальянцы охотно соглашались, предоставляя все необходимые для этого чертежи и компоненты, казалась абсолютно логичным шагом.

-4

Несмотря на то что первые контакты с Fiat корейцы начали устанавливать ещё в 60-х, запустить полноценное производство получилось лишь в 1970 году. Автомобиль сборки Asia Motors почти дословно копировал своего итальянского прародителя. Что касается технической начинки, она полностью повторяла оригинал: под капотом «корейской Копейки» трудился 1,2-литровый 65-сильный четырёхцилиндровый мотор. Силовой агрегат работал в паре с 4-ступенчатой «механикой» и обеспечивал модели разгон с 0 до 100 км/ч за 16 секунд при максимальной скорости, равной 145 км/ч. Процент локализации модели был крайне невысок – на месте производилось лишь 30% комплектующих, в то время как 70% деталей доставлялось из Италии.

Однако конвейерная жизнь 124-й модели в Южной Корее оказалась недолгой. Тираж лицензионной копии Фиата в первый год составил весьма скромные 1737 экземпляров, а общее число собранных в период с 1970 по 1973 год автомобилей не превысило 7000 штук. Так почему же советская «Копейка», разошедшаяся миллионными тиражами, в Корее показала столь скромный результат. Ответ на этот вопрос весьма прост – всё дело в наличии… конкуренции. В ту пору в стране по лицензии собиралось довольно много легковушек, в числе которых были, в частности, седаны Hyundai Cortina (копия аналогичной модели Ford) и автомобиль Corona – копия одноимённой модели Toyota, собиравшаяся на мощностях Shinjin Motor.

-6

Не справившись с новой реальностью и не сумев наладить экспорт своих авто за рубеж, как того требовали новые условия получения правительственных льгот, Asia Motors прекратила выпуск корейских «Копеек» и была поглощена хорошо известной нам ныне маркой KIA. Их конкуренты из Shinjin Motor, к слову, тоже утратили самостоятельность и спустя некоторое время стали частью более крупного концерна Daewoo. Выходит, что KIA 124 (она же Asia 124) сегодня можно считать настоящим раритетом, за которым, впрочем, вряд ли выстроится очередь из состоятельных коллекционеров. И всё же, когда создавался музей марки, один изрядно побитый жизнью экземпляр 124-й модели корейцам отыскать всё же удалось.

Как думаете, была корейская «Копейка» надёжнее и качественнее советской?