Найти в Дзене
Татьяна Егорова

Ребенок в стрессе. Первая помощь

Оглавление
"Мама рядом. Все будет хорошо!" Изображение от wayhomestudio на Freepik
"Мама рядом. Все будет хорошо!" Изображение от wayhomestudio на Freepik

Наша жизнь состоит из череды самых разных событий. Любая семья может переживать как спокойные периоды, когда все стабильно, предсказуемо и комфортно каждому члену семьи, так и бурные.

Маленькие дети очень чутко реагируют на внешние и внутренние перемены, происходящие в семье. Они быстро улавливают настроения мамы и папы, с детской непосредственностью выдавая самые неожиданные и порой не совсем приятные проявления своего поведения.

Одни могут чаще закатывать истерики и заходиться в плаче, другие - судорожно удерживать маму возле себя, не отпуская ни на шаг, третьи - замыкаться в себе.

Многие родители в сложные периоды жизни семьи отмечают признаки регресса в развитии своего ребенка, когда он начинает вести себя не в соответствии с возрастом: вдруг утрачивает уже приобретенные навыки, подражает поведению младших, становится отстраненным.

Дело может дойти до того, что откат в развитии влияет на психические процессы. Ребенок перестает разговаривать, в его лексиконе нет новых слов и фраз. Он не интересуется игрушками, не проявляет инициативы к общению и познанию нового, сторонится сверстников и взрослых.

И это достаточно тревожные факторы, мимо которых пройти нельзя!

Любая внимательная мама обязательно заметит первые звоночки необычного поведения своего сына или дочки, но не каждая может помнить, что можно сделать в первую очередь. Особенно, когда сама мама находится в стрессе.

1. Нужно помнить, что важно исключить причину и только потом разбираться с последствиями.

Если не знать причины, можно потерять очень много драгоценного времени на устранение последствий и усугубить состояние крохи. Чем раньше заметили - тем легче скорректировали.

2. Важно сначала восстановить свое душевное равновесие и психоэмоциональную устойчивость.

Помните из правил полета: в случае нештатной ситуации сначала надеваем кислородную маску себе и только потом - ребенку. Если вы сами переживаете стресс, ребенок будет продолжать считывать с вас негативные эмоции и еще больше капризничать.

Используйте техники:

  • чередования медленного вдоха и выдоха,
  • медленный отсчет до заданной цифры и обратно,
  • упражнения на общую разминку и энергичные приседания,
  • прогулки на свежем воздухе,
  • помощь близких и друзей и т.д.

Подходит все, что вам помогает успокоиться.

3. Анализируем жизнь семьи, события, в которых так или иначе участвовал ребенок и ищем тот самый триггер, который явился источником стресса.

К примеру, в семье появился новый братик или сестричка, семья поменяла место жительства, ребенок впервые пошел в садик, мама вышла на работу, приехала незнакомая бабушка, появилась новая няня, обидели в песочнице и т.д.

4. Триггером тревожности может стать любой, даже самый обычный фактор. к которому малыш остро восприимчив в данный период времени.

В возрастной психологии хорошо известны кризисы развития: например, 1 года, 3 лет, 7 лет и т.д. На самом деле их больше.

Каждый период знаменует собой приобретение новых навыков, смену модели поведения, отношений с близким и дальним окружением малыша.

И планируя будущие события, маме с папой нужно постараться подготовить малыша к любым изменениям.

5. Сохраняем тесный контакт с ребенком в любой момент. Обнимаем, говорим ласковые слова, проводим с ним вдвоем время, внимательно выслушивая его.

В первые годы жизни малыша его связь с мамой очень сильна: сначала младенец и мама считаются единым целым и по мере развития, когда ребенок учится вставать, ходить, бегать и в его речи появляются новые слова, эта связь постепенно "удлиняется".

Ребенок становится менее зависим от мамы, он полон жажды познания окружающего мира и постепенно отпускает маму от себя.

Становясь старше, он уже способен выдерживать определенное время без мамы, находясь в кругу других членов семьи, в садике и школе. Сепарация должна пройти постепенно с учетом потребностей малыша.

И только тогда возникшая стрессовая обстановка не оказывает разрушительного влияния на психику, когда у ребенка и родителей присутствуют теплые доверительные отношения.

6. Во время стресса важно дать ребенку ощущение, что он в безопасности.

Страшный сон для малыша - потерять своих родителей в прямом и переносном смысле, оказаться никому не нужным, беспомощным. Этот страх очень часто блокирует общее развитие ребенка, тормозит его и приводит к регрессу приобретенные ранее навыки.

Поэтому, что бы ни произошло в жизни семьи, ребенку важно дать поддержку, опору и любовь: "Мама/папа рядом с тобой. Все будет хорошо."

7. Если проблема усугубилась и вы чувствуете, что не справляетесь сами - обратитесь к детскому психологу.

Специалист подробно расспросит вас о семье и ребенке, поговорит с малышом в игровой форме, понаблюдает за его поведением и реакциями и поможет разобраться в возникших трудностях.

---

Нужна консультация психолога? Подробнее, как она проводится, по каким темам я могу вам помочь и как записаться - смотрите по ссылке