Найти тему
Аня дизайнер

Сарафанное радио не поможет, если шьешь на заказ

Всем известно выражение "сарафанное радио", но не всем понятен его смысл и когда оно действительно полезно и необходимо для бизнеса, а когда это просто приятный бонус.

Надо понимать, что работа мастеров-портных, дизайнеров, запускающих свой бренд, ателье - это бизнес, как бы оно не выглядело: в домашних стенах, сидя в спальне за машинкой или в отдельной студии, с нормальным сервисом.

Будь это самозанятость или ИП, или ООО - это всё бизнес, и рассматриваем мы влияние "сарафанного радио" именно с этой точки зрения.

"Сарафанное радио" - это способ узнавания об услуге, мастере, бренде посредством передачи информации от тех, кто уже пользовался услугами этого мастера, своим близким, друзьям, знакомым, знакомым знакомых и так по цепочке, что приводит к появлению новых клиентов у мастера или бренда.

Это означает, что данный мастер или бренд чем-то привлекли человека, он воспользовался их продуктом, ему что-то понравилось и он решил порекомендовать его другим людям. И вроде бы всё логично - это ли не залог развития бизнеса, когда тебя рекомендуют большинству?

Но если копнуть чуть глубже, то картина рисуется не везде и не для всех бизнесов подходящая.

Муки поиска хорошей посадки моего первого корсета
Муки поиска хорошей посадки моего первого корсета

Надо разобраться, что именно привлекает клиента и почему он готов рекомендовать мастера/ бренд другим? Чаще всего клиент хочет получить высокое качество, высокую скорость выполнения заказа по выгодной цене.

Ну серьёзно, все мы так хотим, не зависимо от доходов. Часто слышали такое: "Такую крутую штуку купил, ещё и так не дорого"?.. Это действительно приятно - кому хочется переплачивать, когда есть возможность получить действительно хорошо выполненную работу за небольшие деньги?

Теперь посмотрим, что реально предложить за невысокую стоимость, при этом относительно качественно и быстро?

1. Это серийный продукт (то, что производится сотнями и тысячами единиц на модель, за счёт чего затраты на производство одной единицы в разы меньше, чем при индивилуальном исполнении).

2. Услуга, которую можно быстро выполнить (не сложный ремонт в ателье, например).

Получается, что всё, к чему можно применить выражение "сарафанное радио", изначально рассчитано на низкую стоимость товара или услуги.

Работа над платьем в авторскую коллекцию, дизайнер Анна Мельникова
Работа над платьем в авторскую коллекцию, дизайнер Анна Мельникова

Но при пошиве на заказ или пошиве авторских единичных вещей "сарафанное радио" в таком ключе не может работать.

Ведь ключевые плюсы инд пошива - это качество и возможность получить то, что хочется, уникальную единичную вещь. Это всё не может дать серийное производство (то есть цена не может быть такой же и тем более ниже). И это не обязательно быстро. То есть третье и второе условие успешного "сарафанного радио" - низкая цена и скорость - вышли из уравнения.

Поэтому для привлечения клиентов портным и дизайнерам не стоит полагаться на то, что прибежит поток желающих после рекомендаций от платежеспособных клиентов. Потому что даже не все платежеспособные хотят тратить денежки на платья и жакеты (и это нормально) .

Поэтому основной источник информации в данном случае - это маркетинг. (Да что там говорить, даже массовые бренды с доступным по цене продуктом регулярно прибегают к рекламе и работают с маркетингом).

Платье из авторской свадебной коллекции, дизайнер Анна Мельникова
Платье из авторской свадебной коллекции, дизайнер Анна Мельникова

И когда я вижу мастеров-портных, утверждающих, что им не нужна реклама своих услуг, у них работает "сарафан ", это значит только то, что они свои услуги продают за копейки, что не соответствует уровню работы. Они сидят днями и ночами, зашиваются, убеждают себя, что молодцы (после получения аваций от довольных клиентов, которые получили инд. вещь ещё и за недорго). Они говорят другим мастерам, что так и должно быть, ведь если ты не трудоголик, то всё, то всё...

Этим самым они не только обесценивают свою работу, но и в целом создают иллюзию, что пошив на заказ - это доступно и дёшево, когда это совсем не так.

Что касается "сарафанного радио" - при работе с индивидуальными или единичными авторскими изделиями - оно может быть приятным бонусом, но не основой существования.