Всем доброго времени суток, сегодня поговорим о семействе быстроходных танков (БТ) Советского союза. Попробуем поговорить про все модификации вышедшие с конвейера завода, о концептах поговорим чуть по позже
Christie M.1940 (Танк Кристи)
Думаю всем не секрет что за основу был взят Американский танк Christie M.1940 (Танк Кристи). Танк Кристи послужил родоначальником целого семейства советских боевых машин. Это скоростной пушечный танк, разработанный Джоном Уолтером Кристи. Проектирование было начато в начале 1920-х годов.
Первый экземпляр получился в 1928 году, после доработок был выпущен как М1931. Данный танк был куплен СССР и встал в основу семейства танков БТ.
БТ-1
БТ-1 был полной копией «Кристи», но при этом был доработан для наших реалей. Это первый танк семейства быстроходных машин.
У прототипа версий было много, самая последняя модель была приближена к БТ-2. Самая конечная версия была вооружена тремя пулемётами. Хочу подметить ,что пушки у данной машины не было! Самые первые версии не имели даже башни. Первые советские быстроходные боевые машины в производство не пошли и на вооружение приняты не были.
БТ-2
БТ-2 первая машина из списка, которая пошла в серийное производство и была принята на вооружение! Все мы его знаем и любим по игре ''Мир Танков''. БТ-2 отличался от первого тем, что на его вооружение советские инженеры поставили пушку 37 мм, а также были и другие изменения и улучшения.
Версий у этой боевой машины достаточно. Были командирские версии, вариации не имеющие пулеметов ,и даже были еще два интересных экземпляра.
Первый с орудием Д-38, а второй с 76 миллиметровым орудием.
БТ-2 участвовал в вооруженных конфликтах 30-ых годов и в самых начальных этапах Великой Отечественной войны. Но позже БТ-2 уже не производились, их заменили БТ-5. Производился второй ''быстроходный танк'' с 1931 по 1933 год.
БТ-3
Мало конечно что можно рассказать о этой версии БТ, по сути это был обычный БТ-2 не много модифицированный, как любят в нашей стране, что-то поменять и получается новая машина. Основное отличие от БТ-2 это переход от дюймов к мм. БТ-3 существовал только на чертежах.
БТ-4
БТ-4 был копией второго, происходили технические изменения в конструкции машины и кб просто меняло модель, хотя можно было просто добавить суффикс к названию, мне конечно этого не понять но все же.
Отличительная черта от второго это корпус, он стал клепанно-сварной, на втором он был чисто клепанный
БТ-5
Вот эту машину мы уже все знаем, ее знают все танкисты из картошки и тундры (Мир танков и War Thunder)
БТ-5 был принят на вооружение и серийно производился с 1933 по 1935 год. Новый БТ превосходил предыдущие версии более мощной пушкой и новой башней, а также американский двигатель ''Либерти'' был заменен на советский авиационный М-8. Всего танков было выпущено 1884 штуки.
БТ-5 участвовали в гражданской войне в Испании, в Советско-Финской войне, а также в начальных этапах Великой Отечественной войны, но в боях с немцами БТ-5 показали себя плохо и уже успели устареть, также были различные версии БТ, которые мы рассмотрим в другой статье.
БТ-6
БТ-6 был спроектирован в середине 1932 года конструкторским бюро под руководством А.O Фирсова, работавшего в Харькове. По сути, БТ-6 был модификацией пятого БТ. Для танка были к консолям крыльев жёсткости приварены буксирные крюки, а для защиты механика-водителя от пуль, осколков и брызг свинца был спроектирован новый щиток с запорным замком. Чтобы сэкономить на производстве, сварку заменили клёпкой. Шестой БТ не многим отличался от БТ-5. На вооружение принят не был, не выпускался.
БТ-7
Третий по счету «быстроходный танк», который в итоге был принят на вооружение и серийно производился. В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично пятому. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего было произведено более 5328 машин. То есть предполагалось создать «ударный колёсно-гусеничный танк дальнего действия». Разработкой занималась группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова, Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первый образец изготовили к 1 мая 1934 года, второй — к 7 ноября. Бт-7 участвовал в гражданской войне в Испании и в начальных этапах Великой Отечественной войны. Но как и БТ-5 и БТ-2 к тому моменту уже устарел, и в боях показывал себя плохо. Производился с 1935 по 1940 год.
БТ-8 или БТ-7М?
Это модификация БТ-7 или БТ-7М. В некоторых источниках и документах БТ-7М называют БТ-8. Получается, что это второе название одного и того-же танка( почему изначально нельзя было так называть танк? БТ-2М или БТ-2С? Как по мне это упростило бы, чем каждую модификацию называть новой машиной). Соответственно БТ-7М был улучшенной версией БТ-7. Замерили башню, которая превосходила предыдущую и еще другие изменения. Также было несколько версий
БТ-9
И наконец последний экземпляр из этого семейства! Смысл создания этого танка заключался в том, чтобы модернизировать БТ-7М, в принципе как и все предыдущие. Танк должен был получить 4 члена экипажа, с огнемётом в корме, с тремя пулеметами и 76 мм пушкой. Но продвижение проекта так и не увенчалось успехом: новый танк получился сырым, кривым и также не соответствовал требованиям. В итоге проект закрыли. Остался он только как прототип.
Подведем итог:
- Из 9 вариантов танка, на вооружении были только 3 модификации.
- Теперь мне понятно с какого времени у нас в стране идет такая стратегия, стоит что-то поменять и это уже новая машина, почему просто не поменять суффикс?
- Первая версия БТ была копией американского танка и только на БТ-5 начали ставить отечественные двигатели