Чем мне нравится фильм "Треугольник", тем что происходящее можно объяснять по-разному и с разных углов зрения. Может быть, это сон Джесс на пляже, потом она проснется, вздохнет с облегчением, скажет: "Какое счастье, что это мне только приснилось", что-то осознает, поймет, что многое делала не правильно и пойдет, обновленная и окрыленная, менять к лучшему свою жизнь.
Может статься, это психологический разбор Треугольника Карпмана: "Жертва - Спаситель - Преследователь" в мистико-фантастических декорациях. Может быть, - это галлюцинации шизофренички, которая сидит в дурдоме под наркотой и транквилизаторами, и ей это все мерещится. Кто-то ратует за то, что все здесь происходит в хронопетле, где разные варианты Джесс пытаются исправить случившуюся катастрофу. Толкований масса в зависимости от фантазии, эрудиции и интересов критиков и для каждой, наверное, можно найти аргументы, доводы и подтверждения теорий.
Я же, прочитав многие обзоры и объяснения, все же склоняюсь к версии, что на самом деле это посмертные приключения души девушки, погибшей в автокатастрофе, с небольшими вкраплениями воспоминаний. И явное указание на это нам дает сам режиссер и автор сценария, вводя в пространство фильма упоминание о печально известном древнегреческом герое - Сизифе, отцом которого был Эол, имя которого носит лайнер, где и происходят основные приключения персонажей.
Мало того, что основное экранное время герои проводят на борту судна "Эол", в сцене с фото выше Салли даже объясняет, что тот был отцом Сизифа, который дважды обманул смерть.
Стоит, пожалуй, подробнее рассказать, чем же прославился этот древнегреческий гражданин. Был он царем Коринфа, крайне хитрым, пронырливым, умным, охочим до власти, как сказали бы сегодня, - крепким хозяйственником и успешным управленцем. Он вызвал гнев Зевса за то, что рассказал Асопу, божеству реки, где находится его похищенная дочь, правда, рассказал не просто так, а в обмен на обещание дать городу воду, ну в общем вполне себе похвальное желание улучшить жизнь подданных. Кроме того, не брезговал Сизиф и банальными грабежами проходящих через его владения путников и караванов и убийствами, стяжая богатства и ненависть соседей. Горькой иронией является то, что убитых и ограбленных путешественников он приваливал сверху огромным камнем (он ему еще аукнется в царстве Аида).
Еще запомнился он согражданам, что как-то обманом заключил в оковы самого бога смерти - Танатоса, и какое-то время люди перестали умирать, а подземные обители перестали пополняться усопшими греками. Понятное дело, что такая ситуация никак не могла устраивать ответственных за это божеств, и через пару-тройку лет положение было исправлено, а душа хитроумного царя Коринфа была исторгнута из тела, после чего тот отбыл на место постоянной прописки в Аид. Но даже и после смерти Сизиф ухитрился вернуться в мир живых.
Еще при жизни, понимая, что рано или поздно за все свои проделки и выкрутасы ему придется заплатить, он подговорил свою супругу Меропу не совершать должных обрядов по его телу, и уже находясь во владениях Аида, когда выяснилось, что никаких должных погребальных почестей не было воздано, отпросился у царя мертвых обратно наверх, чтобы якобы попенять жене за ее неуважение и нерадивость. Надо сказать, что невыполнение должных погребальных обрядов у греков, как, впрочем, у практически всех остальных народов того времени, - это было очень серьезное нарушение моральных и социальных норм. Тело мужа, оставленное без достойных похорон, без поминальных тризн, без погребальных жертв - страшное оскорбление и богов, и людей, поступок, как оказалось, хоть и действенный в деле возвращения Сизифа в мир живых, но крайне бесчестный, низкий и вообще вопиюще неприличный.
Сизиф дал свое честное слово Аиду, что как только вразумит глупую бабу, сразу же вернется отбывать положенный срок на берегах Ахерона. И владыка преисподней его честному слову поверил. Однако лишь только Сизиф оказался на земле, сразу же про свое обещание забыл и начал жить-поживать припеваючи в своем дворце. Тут он показал себя не просто хитрецом, плутом и жадным до жизни человеком, он выставил себя абсолютно бесчестным типом, подлым, лживым, не держащим слово и не выполняющим данных обещаний, клятвопреступником и моральным уродом. Он врал, когда обещал Аиду вернуться и знал, что врет, и вот это стало его фатальной ошибкой.
Разумеется, его обман был раскрыт, и уже безо всяких разговоров и проволочек Танатос (по другим версиям это был Гермес) притащил неугомонного покойника в Аид, где ему вручили камень, приставили к горе и обрекли за все свои художества вечно совершать бессмысленную и бесконечную работу. Ну эту часть истории знают наверняка все еще со школы. То есть с одной стороны, человеком он был крайне предприимчивым, коварным, с фантазией, а с другой - редкостным дураком, не умеющим предсказать закономерное возмездие за свои деяния хотя бы в ближайшей перспективе, человек, живущий одним днем, одним моментом. Хитрый, но недалекий, даже тупой.
Кроме этого, есть еще пара интересных, но гораздо менее известных, фактов о сыне Эола. Первый - свою власть он получил, по некоторым источникам, из рук Медеи, а эта дамочка была печально известна тем, что влюбившись, помогла Ясону похитить золотое руно, убив собственного брата, а затем, заподозрив муженька в измене, отравила соперницу и двух своих детей в отместку неверному супругу. Первый намек на детоубийство, да еще какое!
А следующая история не менее интересна, чем интриги со Смертью и богами, оказывается, Сизиф и живых не брезговал обманывать, преследуя корыстные цели. Недовольный тем, что трон занял его брат, он придумал извращенный и подлый план: сначала соблазнил племянницу Тиро, а после того, как та родила детей от него, наплел несчастной женщине, что, якобы по предсказанию оракула, ее отца, а его, соответственно, брата, которого Сизиф ненавидел до потери сознания, - Салмонея, в будущем убьют ее подросшие дети. Чтобы спасти от ужасного предсказания отца, Тиро утопила детей (ну да, дикое решение на современный взгляд, но нужно понимать, что в древнегреческой системе мира смерть малолетних детей считалась меньшей утратой, чем потеря мужа или отца. Логика у них была такая: молодая женщина детородного возраста еще сможет родить себе других детей, а вот смерть взрослого человека уже никак не может быть восполнена). После того, как детоубийство обнаружилось, разумеется, не без активного участия Сизифа, Тиро с Салмонеем были изгнаны за пределы города, а коварный Сизиф занял опустевший трон. То есть в этой истории он выступает не просто как интриган и абсолютный урод, который заделал детей от племянницы, чтобы их руками убить ненавистного брата, а еще и виновник гибели собственных детей, то есть по сути - детоубийца. Второй очень толстный намек на тему детоубийства, связанного с Сизифом, роль которого в своем посмертном существовании играет и Джесс.
Итак, подытожывая такое долгое вступление, можно сказать, что Джесс в фильме несет посмертное наказание именно как Сизиф - и сходство с этим персонажем у нее не только в том, что она находится в аду (да, это именно ад, не чистилище, не сон, не кома), бесконечно выполняет бессмысленную и ни к чему не ведущую работу, но и в некоторых других аспектах. Так, Джесс, как и царь Коринфа - лгунья. И, как и Сизиф, - она детоубийца, причем не случайная, по неосторожности и недосмотру, а совершенно сознательная. А вот в чем она врет и за что она несет настолько суровое наказание, - в следующей части.