Найти тему
МОЁ! Online. Воронеж

«Отдали 50 тысяч, а трубы текут!»: как, вызывая сантехника, не нарваться на обман

Оглавление

Если вдруг вы в раздумьях, куда выкинуть последние деньги, присмотритесь к бумажкам на стенах подъезда — там фонтан идей. Например:

«Надо было заменить сантехнику. Обратились по телефону в объявлении на подъезде. По приезде мастера посчитали сумму 30 — 40 тысяч. Когда всё сделали, озвучили 70 тысяч. Но я перевела 52 тысячи на карту. На следующий день трубы потекли. Каждый день нас кормят завтраками, что переделают. Работу не выполнили, а с нас спрашивают ещё 20 тысяч».

Эта зарисовка о личном от читательницы — на нашем сайте в разделе «Народные новости». В каждом районе города в/на подъездах периодически появляются примерно такие письмена: «Внимание! Уважаемые жильцы! Услуги сантехника и электрика по нашему дому принимаются только по номеру диспетчера (такому-то. Авт.). Не срывать!»

   Фото: пресс-центр ЖКХ Воронежа
Фото: пресс-центр ЖКХ Воронежа

Кроме восклицательных знаков много прописных букв жирным шрифтом. Чтоб наверняка.

«Аферисты такое даже на стендах от УК или ТСЖ развешивают. И люди думают, что коммунальщики разместили, ведутся, — пишет в комментариях один из читателей. — Я со своей управляющей компанией ругался: они должны следить за стендами!»

«Я с расклейщиком ругался, — парирует другой. — Ничего не доказал. Только отошёл — он прилепил эту гадость».

***

Друзья, если коротко. Не верьте всем, кто пишет на заборе (столбе, подъезде, в интернете, на макулатуре в почтовом ящике): «диспетчеру», «мастеру на все руки, живу рядом, пенсионерам скидки». «Мужу на час», даже если очень хочется, тоже. Увы, но у этих «добрых граждан» одна цель— обобрать вас до нитки.

Теперь к больным вопросам: что в отношениях с ремонтниками нужно требовать и реально ли вернуть свои деньги.

За мусорные объявления штраф до 350 тысяч

В пресс-центре ЖКХ Воронежа финансовому горю нашей читательницы посочувствовали. И вздохнули:

— Управляющие компании в курсе таких объявлений. Жильцы рассказывают, что на том конце провода порой говорят, якобы действуют от лица УК: у них, мол, «договор». Но никаких договоров с сомнительными конторами УК не заключают! Реквизиты и официальные телефоны компаний, а также контакты аварийно-диспетчерских служб указаны в квитанциях за ЖКУ, на информационных стендах в подъездах, на официальных сайтах и страницах УК в соцсетях. Все заявки принимаются по этим номерам, через личный кабинет на сайте УК или при личном визите. Лучше перезвонить лишний раз туда, перепроверить. Подобные объявления надо срывать.

Проблем тут две. Во-первых, далеко не в каждом воронежском подъезде можно найти табличку с опознавательными знаками управляющей компании. А она должна быть: постановление правительства РФ № 416 от 15 мая 2013-го «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», раздел VIII «Раскрытие информации». Да, в квитанциях есть, но в буквенной мелкоте их ещё надо отыскать. Во-вторых, забота о чистоте подъездов — задача УК в том числе: постановление правительства РФ № 290 от 3 апреля 2013-го «О минимальном перечне работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», раздел III.

  Ольга ДЯТЛОВА
Ольга ДЯТЛОВА

— Конечно, УК не обязана бороться с аферистами, — объясняет юрист в сфере ЖКХ Ольга ДЯТЛОВА. — Но если в подъезде нет стенда с официальной информацией о ней и аварийно-диспетчерской службе — это нарушение лицензионных требований, за которое управляющей компании может грозить штраф от 250 тысяч до 300 тысяч рублей. А если ГЖИ или прокуратура усмотрят грубое нарушение — уже до 350 тысяч.

«Прямого обмана нет»

Жаловаться на коммунальщиков, как вы поняли, надо им — жилищным инспекторам и прокурорам. Требовать с УК деньги, которые вы отдали прохиндеям, нельзя. УК тут ни при чём. Кстати, в полиции от управляющей компании как от юридического лица заявление на сантехников, прикрывающихся «договором с УК», не примут — нужно личное, от гражданина, который считает себя обманутым

— Хотя прямого обмана я тут не вижу, — замечает адвокат Евгений ЕРМИЛОВ. — Есть некачественные работы, стоимость которых для конкретного человека кажется чересчур большой. Но раз человек платит — формально он соглашается. Жалоба в Роспотребнадзор? Там споры между физическими лицами не решают. Если известно название фирмы, можно написать туда, но чаще всего эти сомнительные личности — обычные частники. Наиболее правильный путь — гражданский суд, однако надо знать персональные данные «слесаря» — ему должны направить повестку. Но чаще всего люди не знают не то что фамилий и адресов этих «мастеров», а даже их реальных имён. Если деньги переводили на карту, тот тут есть вариант их выяснить. Как раз и можно написать заявление в полицию о привлечении к ответственности лица, которому перечислили средства в счёт оплаты некачественных услуг. Участковый обязан провести проверку и в её рамках запросить в банке данные получателя. Хотя в уголовном деле, конечно, практически 100 процентов будет отказ.

Договор по максимуму

То есть вывод простой: деньги в большинстве случаев вернуть нереально. Но допустим, вы прониклись заборным объявлением и решили поддержать малый бизнес. Куда смотреть и что спрашивать, чтобы не оказаться у разбитого корыта с пустым кошельком?

— Общий рецепт в таких ситуациях — договориться на берегу и формализовать договорённости на бумаге, — объясняет Евгений Ермилов. — Между потребителем и исполнителем услуги должен быть заключён договор с указанием видов работ, их стоимости, сроков выполнения и гарантии, информации о возможных наценках (от чего зависят, на сколько процентов), о неустойках — чем больше нюансов, тем лучше. И уже на этапе подписания договора можно понять, сколько придётся платить, и, в случае непомерных цен, отказаться от услуг. После того как мастер всё сделал, нужно составить акт о выполнении работ — также с указанием их видов и стоимости. Пока вы и мастер не подпишете оба документа, вы ему ничего не обязаны платить! Если все бумаги оформлены и в дальнейшем у потребителя возникнут претензии по качеству, то будет формальная возможность обратиться в суд. Эти документы выгодны обеим сторонам — если обе честные. Ведь потенциально рискует и исполнитель. Если нет подписанного договора, после выполнения работ заказчик может запросто отказаться платить. Или начнёт давить на жалость: у меня, мол, только пять рублей. И у добросовестного мастера нет законных способов заставить гражданина заплатить назначенную цену. В идеале лучше прописать в договоре и акте и паспортные данные — и заказчика, и исполнителя. Чтобы в случае спора знать сразу, с кого спрашивать.

НА ЗАМЕТКУ!

Как отличить самозванцев от коммунальщиков

Общие советы от пресс-центра ЖКХ и юриста Ольги ДЯТЛОВОЙ:

— Настоящие сотрудники управляющей компании или аварийно-диспетчерской службы приходят только по личному вызову или в рамках планового обхода, о котором заранее есть объявление. У аварийщиков должны быть форменная одежда и удостоверение. Хотя бумажку могут сорвать, робу купить в интернете, корочку подделать. Поэтому надёжнее всего звонить в УК и/или аварийку и спрашивать, работают ли сейчас специалисты в вашем доме. Сами собственники, кстати, обязаны оставлять в управляющей компании свои контакты, сообщать о смене владельца, размере долей. Это не только для звонков о визите сантехника — для корректного начисления платежей, проведения реальных собраний. Да и вдруг человека нет дома, а в квартире ЧП?

«Слесарю из ЖЭКа» денег не давать

— Расценки на услуги УК по ремонту личного имущества жителей должны быть на их официальных сайтах. Законом они не регламентированы, но обычно ниже, чем у частников, — объясняет юрист Ольга Дятлова. — Если вы вызываете мастера через УК в рабочее время, платить ему лично в руки/на карту нельзя. Заключается договор между вами и управляющей компанией (либо в офисе, либо мастер приносит бланк с собой), один экземпляр для гарантийного обслуживания остаётся у вас. После выполнения работ составляется акт о готовности. Оплачивать — либо в офисе УК, либо сумму включат в квитанцию.

Если же вы приглашаете ремонтника из управляющей компании в частном порядке, во внерабочее время — смотрим советы от адвоката Ермилова. Но если накосячит или сдерёт втридорога, в этом случае с УК и спроса нет.