Найти тему
Читает Шафферт

"Филипок" Л. Н. Толстого: о дореволюционных школах и о книге

Недавно я писала об иллюстрациях Геннадия Спирина и в тот момент совсем забыла, что есть у меня дома книга с его картинками, которую я люблю безусловно и беззаветно. Эта книжка была одной из любимых у моего сына в дошкольном возрасте, но нравится мне она не только поэтому. Мне вообще кажется, что это одно из самых совершенных произведений для детей, что попадались мне в жизни. Речь идёт о рассказе Льва Николаевича Толстого "Филипок".

Обложка книги. Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Обложка книги. Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

До отмены крепостного права школ на селе было крайне мало. Сельские жители могли учиться в сельских приходских училищах, которые подразделялись на школы для государственных крестьян (лично свободных, прикрепленных к земле) и школы для крепостных крестьян. Вот что о них написано в Уставе учебных заведений 1804 года: «В губернских и уездных городах, равным образом и в селениях, каждый церковный приход или два вместе, судя по числу прихожан и отдалению их жительств, должны иметь по крайней мере одно приходское училище».

Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

В местах поселения государственных крестьян в школах должны были обучаться крестьянские дети, там готовили писарей и счётных работников для учреждений, управлявших крестьянами. У крепостных устройством школ должны были заниматься помещики, чаще всего они этим не занимались.

Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

Рассказ Л. Н. Толстого "Филипок" (сам Лев Николаевич обозначил его как "быль") был написан в 1875 году, уже после отмены крепостного права. Текст был опубликован в школьном пособии "Новая азбука". "Новая азбука" была одобрена цензурой 5 мая 1875 г., а после рекомендована Министерством народного просвещения для школ.

Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

Документы не определяли, в каком возрасте ребенку нужно было начать обучение, это решала семья. Поскольку смысла в этом обучении крестьяне не видели, то в школу могли и вовсе не отправлять или отпускать, когда дома нет особенной работы. Кто-то начинал учиться в 7 лет, кто-то в 12, кто-то и вовсе не начинал, ведь дети с малых лет были вовлечены в сельский труд.

«Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: Куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома».
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

Помещение для сельской школы, как правило, располагалось рядом с церковью. Для этого арендовали крестьянскую избу или строили отдельное здание, школа могла располагаться в сторожке или даже в сарае.

«Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, и он пошел в школу. Школа была за селом у церкви».
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

Школа, в которую прибежал Филипок, видимо, состояла из одного-единственного помещения - одного класса. В сёлах школы были одноклассными и двуклассными. Они отличались количеством помещений (не всегда), сроком обучения и учебной программой.

«В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине».
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

Учителя в таких школах могли работать государственные или народные. В школе Филипка встретил учитель, "замотанный красным шарфом". По описанию он похож скорее на народника, эти люди, в отличие от государственных служащих, не пользовались никакими правами государственной службы и не обязаны были иметь педагогическое образование.

«— Ты что? — закричал учитель на Филипка. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь».
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

Что же изучали в тех школах? Главным предметом был Закон Божий. Также в народных одноклассных школах, обучение в которых занималось 3-4 года, изучали чистописание, первые четыре действия арифметики, чтение и письмо. Были также двуклассные школы, там учились 4-5 лет, в них еще преподавались основы истории, географии, естествознание, церковное пение и черчение. Иногда в учебный план добавляли гимнастику, но это уже только в очень обеспеченных школах.

Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
«А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик. „Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу". Учитель спросил: „А молитвы ты знаешь?"»
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

Сам Толстой активно организовывал сельские школы и приглашал туда учителей из числа студентов, которых выгнали из Московского университета за участие в беспорядках.

Интересно при этом, что его любимый персонаж Левин, герой "Анны Карениной", придерживался совсем других взглядов на сельские школы. В одном из эпизодов он обсуждает этот вопрос с писателем-либералом Свияжским. Свияжский говорит, что «в Европе рациональное хозяйство идет потому, что народ образован; стало быть, у нас надо образовать народ — вот и все». Он считает, что народу нужны три вещи: школы, школы, школы. И упрекает Левина за неучастие в земской деятельности. Что отвечает ему Левин?

Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
«Нет, — решительно отвечал помещик Константин Левин, — грамотный как работник гораздо хуже. <...> Школы мне не только не нужны, но даже вредны. <...> Вы сами сказали, народ стоит на низкой степени материального развития. Чем же тут помогут школы? <...> Каким образом школы помогут народу улучшить свое материальное состояние? Вы говорите, школы, образование дадут ему новые потребности. Тем хуже, потому что он не в силах будет удовлетворить их. А каким образом знание сложения и вычитания и катехизиса поможет ему улучшить свое материальное состояние, я никогда не мог понять. <...> Надо помочь тому, от чего он беден. <...> Школы не помогут. А поможет такое экономическое устройство, при котором народ будет богаче, будет больше досуга — и тогда будут и школы».
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

А вот что писал А. Чехов в начале 1890-х годов М. Горькому о сельском учителе:

«...у нас это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. Нельзя же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ! Нельзя же допускать, чтобы этот человек ходил в лохмотьях, дрожал от холода в сырых, дырявых школах. ведь это же стыдно нам!»
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

Вроде бы печальные факты, а рассказ "Филипок" - один из самых светлых и радостных, что я читала в жизни. В нём есть всё, что нужно в хорошей детской истории:

  • ребенок, у которого есть мечта; путешествие этого ребёнка к своей мечте;
  • опасности, которые он проходит по пути: собаки на него напали, люди встречаются;
  • конец путешествия, где он должен пройти испытание (поговорить с учителем, прочитать что-то);
  • наконец, достижение цели, начало чего-то нового и хорошего в жизни Филипка!
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.
Л. Н. Толстой. Филипок (Рипол-классик, 2011). Иллюстрации Геннадия Спирина.

При подготовке статьи использовались материалы: Вознесенская Елена Дмитриевна Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности // Вопросы образования. 2018. №1.

***

Нравятся ли вам детские рассказы Льва Толстого? А любят ли их ваши дети?