Найти тему
Псковская Епархия

«О незаслуженно забытом имени»

26 сентября 2023 года настоятель единоверческой общины Псковской епархии священноиерей Димитрий Кириченко издал статью «О незаслуженно забытом имени» на сайте единоверцев Русской Православной Церкви «Сокрытая Русь».

Предлагаем ознакомиться с текстом статьи:

«С прошествием времени в памяти человеческой остается все меньше и меньше, иные имена забываются вовсе. Это явление встречается всюду, однако в Единоверии, при его малочисленности и крайне малой преемственности от Единоверия дореволюционного, забвение куда более опасно для грядущих поколений. Остаются в памяти деятели либо великие, либо одиозные – простым труженикам история чаще всего отказывает в приличествующем им месте, и только несколько строк в профильных энциклопедиях порой могут поведать о жизни и трудах человека, пусть и не входящего в когорту великих, но, вне всякого сомнения, трудолюбивого и незаурядного. Речь пойдет о священноиерее Константине Ефимовиче Голубове (Голубеве).

Родился он в 1842 году в старообрядческой семье в местности ныне неизвестной, находящейся в Режицком уезде Витебской губернии. С трёхлетнего возраста он воспитывался под опекой матери, которая сперва переехала с ним в Вильно, а около 1856 года — в Восточную Пруссию, куда старообрядцы, спасаясь от гонений, селились с 30-х гг. XIX столетия. Воспитывался в Свято-Троицком Войновском старообрядческом монастыре федосеевского согласия в деревне Войново Мазурского приозерья, в дальнейшем учился типографскому делу в Иоганнисбурге (ныне г. Пиш, Польша), где с 1860 года принимал участие в печати старообрядческих книг. Во время обучения сближается с о. Павлом Ледневым, впоследствии известным как Павел Прусский, бывшим в то время настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Около 1856 года о. Павел изменил свое отношение к федосеевским воззрениям на брак (а именно, отрицание оного) и стал допускать т.н. новожёнов на исповедь и общее моление, почему и был вызван в 1858 году в Москву на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом.

​Свято-Троицкий монастырь федосеевцев в Войново
​Свято-Троицкий монастырь федосеевцев в Войново

В 1861 году о. Павел установил в монастыре моление за возвращение священства. Войновский монастырь стал центром оживлённой религиозной полемики. Поэтому в 1859 году мазурские старообрядцы разделились на две части: одни — во главе с о. Павлом Прусским, примкнувшим к брачным поморцам (новожёнам), и другие — под руководством Алексея Михеева, твёрдо отстаивавшего федосеевские взгляды на безбрачие. Многократные попытки игумена Павла привлечь на свою сторону Алексея Михеева и признать бессвященнословные браки не увенчались успехом, в связи с чем было задумано печатное издание для полемики с федосеевцами, отрицающими брак. Сначала издание выходило в качестве отдельных листков, а в дальнейшем, с января 1863 года, было оформлено как газета «Истина». Работу над изданием о. Павел поручил своему ученику Константину Голубову. Первый номер «Истины» был напечатан в типографии издательства А. Гонсеровского в Иоганнисбурге. Женившись на дочери состоятельного старообрядца, Голубов купил типографию Гонсеровского, после чего она стала называться «Типография Г[олубо]ва, в Ио[ганнисбу]рге», а с 1867 года — «Славянская типография». Голубов трудился в ней наборщиком, печатником, корректором, был автором ряда публикаций в самой «Истине». В 1863-1865 гг. в Иоганнисбурге было напечатано 5 номеров газеты (№ 1, 2 – янв., июль 1863, № 3 – апр. 1864, № 4, 5 – март, дек. 1865). В 1866 году издание было преобразовано в журнал, в 1867-1868 гг. было издано 4 номера журнала, а также 19 книг и брошюр, которые, несмотря на неизбежные трудности, связанные с контрабандой в Россию запрещенных там старообрядческих книг, имели большой спрос.

Один из выпусков журнала «Истина»
Один из выпусков журнала «Истина»

Одновременно с полемикой на тему законного брака и безбрачия, которую Голубов вел с беспоповцами федосеевского согласия, он также полемизировал и с поповцами, в частности, выступал против белокриницкой иерархии. После долгой полемики о. Павел Прусский решил перейти в Единоверие и в начале 1867 года навсегда покидает Войново. Его примеру последовал и его верный ученик Константин Голубов, также перешедший в Единоверие, понимая, что оставаться во враждебной среде было более невозможно. Он приложил немало усилий, чтобы ему дозволили не только переселиться в Россию самому, но и привезти с собой типографию, дабы с ее помощью склонять старообрядцев к соединению с Церковью. Получение этого разрешения, а также дозволения привезти с собой обширную библиотеку старообрядческих книг, запрещенных к ввозу в Россию, затянулось. 28 марта 1868 года Голубов с семьей поселился в Пскове, 1 июля приобрел в городской управе билет на торговое и промышленное заведение, а 13 июля ему было разрешено использовать печатный станок типографии губернского правления под контролем назначенных Псковской консисторией надзирателей: протоиерея кафедрального Троицкого собора Михаила Кунинского и священника мужской гимназии Григория Тарасова.

Архимандрит Павел Прусский (Леднев)
Архимандрит Павел Прусский (Леднев)
Обер-прокурор К.П. Победоносцев
Обер-прокурор К.П. Победоносцев

Павлом Прусским и Константином Голубовым, старообрядцами, присоединившимися к Единоверию, заинтересовался Ф.М. Достоевский, который считал их, обретших после духовных блужданий родную «почву» и веру, истинными «новыми людьми», в противоположность носившим это наименование деятелям из революционно-демократической среды. Имена Павла Прусского и его ученика фигурируют в неосуществленном проекте эпопеи Достоевского «Житие великого грешника» (1869), а также упоминаются в подготовительных материалах к роману «Бесы».

В Пскове Голубов в первую очередь возобновил издание «Истины». С 1868 года журнал издавался шесть раз в год, с 1887 – одним выпуском в год, озаглавленным «Миссионерские статьи под названием “Истина”» (вышло два выпуска: в 1887 и 1889 гг.). Материалы в большей части выпусков журнала были сгруппированы в четырех разделах: «Статьи общие, обличающие раскол», «Статьи, обличающие безверие», «Статьи, обличающие беспоповщину», «Статьи, обличающие поповщину». В издании освещался широкий круг вопросов жизни старообрядцев разных согласий, публиковались полемические беседы, старообрядческие сочинения, сведения о расколе. Усилия издателя не прошли мимо властей: Высочайшим указом от 16 октября 1869 года предписывалось рассылать журнал через благочинных причтам старообрядческих храмов, а указом от 17 сентября 1870 года признавалось полезным распространять «Истину» в духовных академиях и в семинариях, «особенно в миссионерских классах». В 1879 году Синод назначил на издание «Истины» ежегодное пособие в 500 р., что было немалым подспорьем в нелегкой издательской работе.

Профессор Н.И. Субботин
Профессор Н.И. Субботин

В марте 1870 года Псковский епископ Павел (Доброхотов) рукоположил Голубова во священноиерея к единоверческой Троицко-Никольской церкви, назначив его вскоре епархиальным миссионером и благочинным единоверческих церквей епархии. Впоследствии о. Константин был избран гласным городской думы и уездного земского собрания. В 1871 году о. Голубов для издания «Истины» приобрел скоропечатную машину и перевел типографию из присутственных мест в здание при Троицко-Никольской церкви.

Со временем миссионерские труды о. Константина начали перерастать намеченные ему Синодом обычные рамки, что вызвало противодействие московского Братства св. Петра митрополита, которое также имело целью привлечь старообрядцев к Церкви. Особенно остро это задело секретаря братства – профессора Н. Субботина, который ранее усиленно уговаривал о. Константина к возвращению в пределы Российские. Теперь же он хотел отстранить своего оппонента от издательского дела целиком и полностью. Недоброжелательное отношение Н. Субботина к о. Голубову изрядно портило атмосферу вокруг работы единоверческого издателя. К оценке Субботина присоединился набиравший влияние К.П. Победоносцев, ставший в 1880 году обер-прокурором Синода. В результате, Синод прекратил субсидировать о. Константина и его издательство, отказал в покровительстве, а следом от поддержки о. Голубова отказались и местные церковные власти.

Церковь свт. Николы Чудотворца от Торга (Троице-Никольская, Николы Новоявленного), в которой служил о. Константин (1870–1887 гг.)
Церковь свт. Николы Чудотворца от Торга (Троице-Никольская, Николы Новоявленного), в которой служил о. Константин (1870–1887 гг.)

В действительности, отрицательное отношение Субботина и Победоносцева к о. Константину, скорее всего, было вызвано причинами идеологического свойства, а именно разным подходом к старообрядчеству. О. Константин считал старообрядчество явлением исключительно религиозным, а старообрядцев — лишь людьми заблуждающимися, которым стремился всячески помочь. Для Субботина же и Победоносцева, напротив, старообрядчество было врагом Православия и государства, орудием в руках антирусских и антиправительственных элементов, которое нельзя было сравнить даже с прочими вероисповеданиями. Разумеется, о. Константину было трудно найти общий язык с людьми такого рода, которых потом перестали поддерживать даже православные ученые и иерархи, и воззрения которых в наши дни могут поддерживать лишь отдельные личности, которые пытаются снискать себе славу в качестве «великих миссионеров», толком не зная ни Православия, ни старообрядчества.

Развалины единоверческой часовни на Мироносицком кладбище
Развалины единоверческой часовни на Мироносицком кладбище

Несмотря на трудности, о. Константин сумел выпустить сотый номер «Истины», в котором смог подвести итог своим достижениям и успехам. В сложившейся неблагоприятной ситуации священноиерей Константин решил выпускать светскую «Псковскую газету» («литературно-археологическое и промышленно-культурное издание»), издателем и редактором которой официально значилась его старшая дочь Е. Голубова; с начала 1886 по 29 апреля 1887 гг. вышло 133 номера газеты. Однако появление нового периодического издания в Пскове вызвало сопротивление местных властей, а также губернского и церковного управлений. В связи со сложившимися обстоятельствами о. Константин был вынужден закрыть газету, сперва на три месяца, а затем закрыть вовсе. С 1 января 1887 года была также закрыта и его «Славянская типография», так что последний, 107-й выпуск журнала успел выйти в декабре 1886 года.

Дом, в котором жил о. Константин (снесён в 80-х годах XX в.)
Дом, в котором жил о. Константин (снесён в 80-х годах XX в.)

Вскоре после прекращения своей деятельности, 27 июля 1889 года, священноиерей Константин Голубов скончался и был похоронен на единоверческом участке Псковского Мироносицкого кладбища, где в свое время была поставлена силами общины единоверческая часовня. В настоящее время могила о. Голубова не сохранилась, как не сохранилась и часовня, от которой остались руины, а в 80-х гг. ХХ века был снесен дом, в котором он проживал. Не остался в памяти Единоверия и сам о. Константин, труды которого остались незаслуженно забыты на фоне как дел его учителя, о. Павла Прусского, так и его противников, Победоносцева и Субботина. Лишь в 2001 году вышла в свет книга профессора Лодзинского университета Е. Иванца «Дорога Константина Голубова от старообрядчества к православию», в которой он постарался вывести из забвения жизнь и труды человека, чей подход к старообрядчеству и Единоверию опередил свое время».

Автор: Священноиерей Димитрий Кириченко