Найти в Дзене

Граф Муржа: Самая важная победа – это победа над собой

27 июня организаторы проекта «Стихия таланта. Первые шаги» провели ещё один эксклюзивный мастер-класс: на этот раз долгожданным гостем стал виртуозный скрипач, заслуженный артист России, преподаватель Московской консерватории, лауреат и член жюри всевозможных международных конкурсов – Граф Шандорович Муржа.
С 1990 года Граф Муржа регулярно выступает с сольными концертами и с симфоническими оркестрами России и Европы в качестве солиста в крупнейших залах России и Европы: Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской консерватории, и т.д.
В репертуаре скрипача свыше 30 концертов с оркестром, среди них редко исполняемые произведения Е. Дохнаньи, Х. Бадингса, Г. Дмитриева, М. Носырева, Б. Бартока.
С 2007 года Граф Муржа является художественным руководителем фестиваля «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге, где исполняется классика, этническая, клезмерская музыка, джаз.
Помимо преподавательской деятельности в Моск
Граф Муржа и ученик
Граф Муржа и ученик

27 июня организаторы проекта «Стихия таланта. Первые шаги» провели ещё один эксклюзивный мастер-класс: на этот раз долгожданным гостем стал виртуозный скрипач, заслуженный артист России, преподаватель Московской консерватории, лауреат и член жюри всевозможных международных конкурсов – Граф Шандорович Муржа.

С 1990 года Граф Муржа регулярно выступает с сольными концертами и с симфоническими оркестрами России и Европы в качестве солиста в крупнейших залах России и Европы: Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской консерватории, и т.д.
В репертуаре скрипача свыше 30 концертов с оркестром, среди них редко исполняемые произведения Е. Дохнаньи, Х. Бадингса, Г. Дмитриева, М. Носырева, Б. Бартока.

С 2007 года Граф Муржа является художественным руководителем фестиваля «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге, где исполняется классика, этническая, клезмерская музыка, джаз.

Помимо преподавательской деятельности в Московской консерватории, музыкант ведёт мастер-классы в России и за рубежом. Наконец-то, он посетил и нас!

Мастер-класс, прошедший в Зеркальном зале исторического здания Москонцерта, стал настоящим кладезем информации для молодых музыкантов, которые нашли возможность посетить данную встречу.
Граф Муржа вёл свой мастер-класс, прежде всего, в практическом формате. На примере юных скрипачей, исполнивших свои произведения широкой публике, он разобрал часто встречающиеся ошибки, неточности; объяснил, на что в первую очередь стоит обращать внимания при игре на скрипичном инструменте и как избежать непосильных трудностей в его освоении.

Слушатели вышли из зала, заряженные энергией и желанием активно совершенствовать своё музыкальное мастерство дальше. Встречи с опытными музыкантами, особенно такой творческой силы и эрудиции как Граф Муржа – не только вдохновляют молодых людей, но и служат показательным примером того, что успех, это не что-то эфемерное, а вполне реальная и достижимая величина. Главное – по-настоящему этого захотеть.

По традиции, мы побеседовали с нашем гостем после мероприятия и попросили его рассказать о своём уникальном пути становления как музыканта, о концертной и преподавательской деятельности, а также попросили дать советы начинающим музыкантам.

Ниже представлены несколько самых ярких цитат из прошедшего интервью.

Об игре на скрипке Паганини.
Граф Муржа: Всё ещё идут споры о том, где родилась скрипка: Италия или Германия? Тем не менее, нельзя отрицать, что наибольшее своё развитие она получила именно в Италии. Итальянское влияние, барочное, оно мощнейшее. В качестве примера можно привести любого итальянского скрипача: Паганини, Локателли, Лардини, Корелли, Джеминиани, Гварньери...а сколько ещё есть великих имён, которые не так известны.
Я играл на скрипке Паганини, когда её привозили в Россию. Мы играли вместе с уральским симфоническим оркестром. Я решил играть не только самого Паганини, но и концерт Мендельсона, т.к. этот концерт безумно красив. И скрипка тоже, звук у неё уникальный. Не просто же так она называется «пушкой». Это инструмент огромной силы. И он хорошо сохранился, так как на нём долго не играли. После 1840 года, когда Паганини умер, он завещал инструмент муниципалитету, где тот долго хранился. Лет шестьдесят-семьдесят на нём никто не играл. Потом крайне редко, когда в Генуе был организован конкурс Паганини, первая премия на нём иногда играла, но не много. Спустя какое-то время скрипка вновь ожила и на ней стали играть.

О собственном пути музыканта.
Граф Муржа: Я из музыкальной семьи. Мама у меня пела, а папа играл на скрипке и был скрипичным мастером. Поэтому я разбираюсь в инструментах и знаю, что это такое.
Но до 33 лет я не был уверен, что мне вообще всё это нужно. Игра на скрипке. Я это делал потому, потому что у меня это хорошо получалось.
Так как я начал заниматься на скрипке рано, мне привили чувство долга. Долга и обязанности. Если у тебя возникает чувство вины, когда ты пропустил занятие – это значит, ты на пути к профессионализму. Однако это не означает, что занятия должны приносить тебе огромную радость. Радость – в выступлении на сцене, а радости в рядовых занятиях, честно говоря, не так много.

О современных музыкантах.
Граф Муржа: Они разные. Есть те, кто амбициозен, кто сразу ставит себе конкретные задачи и цели, затем выполняет их. Чаще это те, кто приезжает в Москву из каких-то других городов. Есть люди, которые уже живут в Москве и им что-то даётся легче. У меня была такая ситуация: мне всё легко давалось, но жить было негде. У нас была коммунальная квартира и мы жили с родителями втроём. Для меня была проблема хоть какое-то время побыть в одиночестве. Чтобы я мог о чём-то подумать, поразмышлять и т.д. И так было вплоть до 23-х лет. Это плохо, когда у человека нет своей комнаты или хотя бы своего угла.

Об исполнительском опыте.
Граф Муржа: Это особое чувство, когда ты играешь произведение, которое до тебя никто не играл. С живым композитором есть возможность вести диалог. Когда ты первый исполнитель, ты можешь сказать, что тебе что-то не нравится и ты хотел бы сыграть это немного по-другому. Есть композиторы, которые сразу соглашаются на то, чтобы что-то поменять, а есть те, кто заставляет следовать букве закона, который строго прописан в нотах. Всё всегда по-разному. Мне нравится, когда есть возможность что-то менять, потому что не все композиторы играют на скрипке, но те, кто играет, очень строго придерживаются собственных правил.

Совет начинающим музыкантам. .
Граф Муржа: Молодым музыкантам я советую всегда искать ощущение контакта с инструментом, общения с ним, даже если не всегда хочется. Помните, каждый день, который вы пропускаете, отдаляет вас от совершенства. И здесь иного выхода нет. Если вы намерены заниматься этим профессионально, то в любом случае придётся это делать. И конечно же важно искать свою индивидуальность, она никогда не появляется просто так. Она всегда трансформируется из чего-то очень важного, что содержится у вас в душе.
Значения имеют только поставленные задачи. Конкретно тобой. Здесь и сейчас. Самая важная победа – это победа над собой. Главное достижение, это победить себя, а не другого. Человек, который побеждает себя – это настоящий чемпион. Если ты побеждаешь себя, ты никому не завидуешь.

В полной версии интервью, которая скоро будет доступна на сайте
https://s-talanta.ru/ вы узнаете ещё больше о нашем госте, а также о молодых скрипачах Льве и Григории, которые только начинают свою карьеру в музыке, но уже многое могут рассказать о том, чем конкретно они занимаются в процессе учёбы, что сочиняют и как пришли к решению посвятить себя именно этому искусству.

-2

Проект "Стихия таланта. Первые шаги" реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
#Российскийфондкультуры #нацпроекты #нацпроекткультура #творческиелюди #Министерствокультуры