Не то чтобы мы никогда не слышали об этом месте. Наоборот, нам много раз приходилось смотреть на три далекие, теряющиеся в дымке вершины, - такая картина открывается со смотровой площадки Белый камень по дороге из Чусового в Усьву. Эти три вершины – Северный, Средний и Южный Басеги. Почему мы до сих пор там не побывали, ведь они относительно близко к нам?
Все, наверное, потому, что горы Басеги находятся на территории заповедника, а процедура посещения заповедных мест несколько сложнее: нужно подать заявку, утвердить маршрут, оплатить заброску и экскурсию. Этой осенью вдруг представилась и возможность, и компания, и вот мы в воскресное утро спешим в Гремячинск, где находится администрация заповедника.
Всю утро лил затяжной дождь. Лесистые холмы утопали в тумане. Ветер срывал с деревьев последние листья. Короткая золотая осень закончилась, и ей пришла на смену тоскливая, промозглая и сырая октябрьская пора. Перспективы на день были совсем не радужные, ведь в такую погоду ничего не увидеть с вершины горы - меньшее из зол. Кроме этого придется идти несколько километров под беспощадным дождем.
В администрации нам рассказали о правилах посещения заповедника, природных зонах, диких животных и растениях. Было немного времени посмотреть экспозицию музея природы. Посещать заповедник можно в присутствии инспектора, и в десятом часу мы загрузились в буханку – семь туристов и инспектор-водитель.
Дорога до начала пешей части пути занимает около трех часов. Сначала мы двигались по хорошо известным нам местам – почти вплоть до полузаброшенного шахтерского поселка Юбилейный. Затем свернули с асфальта на уходящую глубоко в леса проселочную дорогу, которая с каждым километром становилась все более ухабистой.
Проезжали по пути два брода, у одного из которых виднелись остатки того, что раньше было мостом. Наверное, тут раньше жили люди или шла активная вырубка леса? Так и есть: дальше по пути нам попалось совсем заброшенное поселение лесозаготовщиков. На пару минут вдали из-за плотных облаков выглянул один из Басегов, и даже казалось, будто вокруг стало немного светлее. Это вселяло надежду, что погода еще может наладиться.
Через два с половиной часа после отправления из Гремячинска мы достигли кордона у входа в заповедник. Впереди 5-6 километров пути.
Поначалу дорога была очень грязная и сырая, но нас сразу же обрадовали, что это всего на несколько сотен метров. Так и оказалось. А вот погода не спешила радовать: небо по-прежнему было сплошь покрыто низкими тяжелыми облаками. Мы шли через лес, болтая об Уральских горах и планах на походы.
За разговорами время в пути прошло быстро, и вскоре мы достигли условной границы смены высотных поясов: горно-лесной сменялся субальпийским. Об этой перемене говорили отступивший назад елово-пихтовый лес и открывшиеся горные виды.
Справа от тропы возвышался самый высокий Средний Басег – 995 метров. Чуть ближе от него – выдающиеся на фоне окружения скалы Басежата. А слева наша цель – Северный Басег высотой 952 метра.
Теперь сквозь уже рваные синие тучи, иногда проглядывало солнце. Горы то приоткрывали на короткое время каменистые вершины, то снова натягивали тяжелое одеяло облаков. В эти моменты просветов все вокруг веселело и словно наполнялось жизнью. А затем снова затягивалось мраком.
Перед взлетом на вершину наша тропа сворачивает направо. Тут, на развилке, находится еще один кордон, где мы решили отдохнуть перед крутым подъемом. Как раз в этот момент ливень зарядил не на шутку, но очень удачно закончился, когда пришла пора продолжать движение.
Тропа на вершину покрыта деревянным настилом, с которого нельзя сходить, так как природа тут находится под охраной. Мы поднимались выше и выше к облакам, и, чем выше мы поднимались, тем более прекрасные виды открывались позади: в небе происходило что-то потрясающее - солнце боролось с невесомыми, быстро несущимися облаками, и эта схватка вместе с горными видами рисовала захватывающие дух пейзажи.
По мере подъема вокруг все менялось. Вот мы достигли горной тундры со свойственным ей криволесьем. Единично разбросанные по поляне деревья тут буквально выживают - не могут вырасти высокими из-за недостатка в почве питательных веществ; их стволы и ветви искривлены из-за непрекращающихся ветров и зимних снегов. Такие деревца в горах – одно из моих любимых явлений природы. Но помимо сказочного криволесья есть тут еще одна интересная особенность.
По тундре расстилался багровый ковер – так, оказывается, выглядят черничные поляны осенью. Такое чудесное явление на фоне окружающей суровой каменной действительности. Даже ради этого уже стоило тут побывать.
Пройдя через этот бархатный ковер, мы подошли вплотную к скале. Подъем тут был настолько крут, что вдоль тропы была провешена веревка для большей безопасности.
Тропа извивалась между особо массивных валунов, а те, что поменьше, служили ступеньками. Поглядываешь назад на проделанный путь, и замечаешь, как часто меняются пейзажи. Погода все еще была нестабильна, и ежеминутно небо менялось.
Впереди показались выступающие над окружающим рельефом скалы, которые я приняла за вершину. Оказалось, путь еще не закончен, а просто скрыт в тумане.
Вершина горы оказалась не так уж и далеко от первых высоких скал. Как и предполагалось, и горы, и пропасть под ногами, - все было затянуто облаками. По курумникам было сыро и скользко ступать. Порывы ветра сбивали с ног, а чай в чашке остывал моментально.
Хорошо, что в тот момент мы не повернули обратно, разочарованные отсутствием видов, а дали погоде шанс наладиться. Терпение и немного удачи – и через несколько минут в небе начало разыгрываться потрясающее зрелище: облака стали рваными, побелели; их нижняя кромка теперь поднялась, приоткрыв бесконечность тайги внизу; облака неслись мимо нас, гонимые ветром, и сквозь них солнце бросало свет, освещая то одни, то другие участки неба и гор.
В конце концов свет победил мрак. Облака окончательно раздуло и окружающие дали открылись во всей красе.
Средний Басег с Басежатами, ровная полоса нашей тропы через лес, Усьва, прорезающая себе путь между холмами, и, как всегда, бесконечное море тайги. Лишь Ослянка по-прежнему загадочно скрывалась под шапкой облака, которое плотно зацепилось на ее вершине, и так и не раздулось, сколько бы мы не ждали.
Я вглядывалась вдаль, в ту сторону, где должна находиться смотровая площадка Белый камень и дорога. Туда, откуда я много раз смотрела на Басеги в надежде когда-нибудь на них побывать. Но отсюда не увидеть ни Белый камень, ни дорогу. Уж слишком они далеки и незначительны с высоты Северного Басега.
Солнце немного подсушило камни, и по ним теперь стало гораздо безопаснее шагать. Обойдя все курумные возвышенности, я, как полагается по моей традиции, нашла себе местечко на плоском камне и долго на нем просидела, глядя вокруг и вдаль. Капли на низкорослых елях, словно хрустальные, блестели на свету. Ветер слегка покачивал растущие повсюду горные можжевеловые кустики. На камнях всюду красовались сине-зеленые узоры лишайника. Такова октябрьская горная палитра – тут каменно-серый, ниже – буро-рыжий, луговой, еще ниже – вечно зеленый, таёжный, на горизонте – темно-синий, хмурый, а нам нами – ярко-голубой. Природа будто позволила нам рассмотреть всю эту осеннюю красоту.
Пришла пора спускаться и посмотреть все примечательные места вдоль тропы, но в обратном порядке: по крутому склону, мимо красной поляны и криволесья, по деревянному настилу до кордона, а затем несколько километров по лесу.
Усталость хоть и затмевалась впечатлениями, но все же сказывалась. Уже реже смотришь по сторонам, а больше – под ноги. Только теперь я заметила, какой красивый ковер из осенних листьев устилал тропу. Предстоял еще долгий путь: два с половиной часа на буханке до Гремячинска и потом столько же до Перми. Это был замечательный день, подаривший возможность увидеть еще одну уральскую вершину.