30 июня в Зеркальном зале исторического здания Москонцерта прошёл мастер-класс заслуженного артиста РФ, лауреата международных конкурсов, знаменитого пианиста Александра Гиндина.
Творческий путь Александра Гиндина, как и у всех больших музыкантов, начался с музыкальной школы. В 2001-м году он окончил Московскую консерваторию, его мастером был известный пианист и педагог Михаил Воскресенский. В 1990 году А. Гиндин стал самым юным лауреатом Московского городского конкурса пианистов, в 1994 году получил IV премию на Международном конкурсе имени Чайковского, а в 1999 году был удостоен II премии Международного конкурса имени королевы Елизаветы.
Сейчас Александр Гиндин сам является педагогом Московской консерватории и преподаёт там уже десять лет. На мастер-классе, организованным проектом «Стихия таланта. Первые шаги», Александр Гиндин продемонстрировал методы своей педагогики в действии. Вместе с юными пианистами он разобрал несколько произведений классической музыки, показал их правильное звучание и технику исполнения, дал полезные советы для будущих выступлений. Встреча получилась насыщенной и очень плодотворной: зрители получили множество незабываемых впечатлений от живой, профессиональной и проникновенной игры на фортепьяно.
После мастер-класса состоялось традиционное обсуждение: наш гость ответил на вопросы слушателей, рассказал о своей преподавательской и концертной деятельности, дал небольшое интервью авторам нашего проекта – режиссёру Анне Яновской и музыканту Леониду Друтину.
«Прекрасно помню, как произошло моё соприкосновение с музыкой, - рассказывает Александр Гиндин. - Удара грома не было, вспышки молнии тоже. Мне кажется, если кто-то говорит, что он соприкоснулся с музыкой, и у него сразу что-то невообразимое началось, я не верю. Музыка, по крайней мере исполнительство, это такая трудная профессия, и она связана с таким большим количеством навыков, которые нужно получать и получать достаточно долго. Когда ребёнок начинает заниматься музыкой, то поначалу всё это идёт обычно тяжело. У меня тоже так было. Единственное, что говорило тогда в пользу музыки, так это то, что у меня и мысли не возникало заниматься чем-то другим. «Заниматься музыкой или чем-то ещё?» - этот вопрос никто никогда не задавал. Ни я, ни учителя, ни родители. Этот вопрос я сформулировал для себя впервые, наверное, только лет в сорок. До этого подобного вопроса не возникало.
У меня в семье никто не играл на фортепьяно и не знал нот. Произошёл забавный случай. Мы в детстве вместе с мамой зашли погреться в музыкальную школу зимой. Пока грелись, я поднялся на второй этаж, спел песню из репертуара «Земляне» и меня взяли. И пошло-поехало. Но не сразу, а потихоньку. Мне, кстати, было почти восемь. Считается, что это уже поздно для начала музыкальной карьеры. В этом возрасте некоторые уже переходят в разряд мастеров. Но у каждого свой путь».
В интервью участвовал не только Александр Гиндин, но и двое его студентов – ученики общеобразовательной спецшколы им. Гнесиных – Андрей и Константин. Несмотря на свой юный возраст, ребята показали себя как глубоко эрудированные и образованные люди, которые хорошо разбираются не только в музыке, но и в других видах искусства – авторском кинематографе, классической литературе, и т.д. Их, в свою очередь, тоже не обошёл стороной вопрос, как они пришли в музыку. Ребята подробно рассказали о своём опыте. Кого-то приводят в музыкальную школу родители, у кого-то самостоятельно просыпается тяга к инструменту – «у каждого свой индивидуальный путь», как верно подметил Александр Гиндин, и единого рецепта для достижения успеха нет. Но очень часто бывает такое, когда маленький ребёнок не горит желанием ежедневно заниматься музыкой. А. Гиндин, как опытный педагог, рассказал, что делать в таком случае и в чём кроется силы привычки:
«Такое случается, когда ребёнок не хочет заниматься. Например, после концерта, когда была обширная программа, на следующий день совсем не хочется играть. Это нормальная физическая реакция, потому что эмоциональная система точно так же устаёт, ей надо дать возможность перезагрузиться, «отойти». Если ты пробежал марафон, наверное, стоит отдохнуть. Так же и в музыке. Это не такой уж простой и линейный вопрос. Понятно, что привычка имеет место быть и без этой привычки в исполнительском деле тяжело. Привычка каждое утро садиться за инструмент спасает меня. Я делаю это практически без исключения всю свою жизнь. Это протоптанная нейронная дорожка в мозгах, которая, я думаю, никогда не зарастёт(смеётся).
Главное, чему должен научить педагог, это чтобы твоё тело тебе не мешало, а помогало. И именно учитель должен обучить генеральной музыкальной мотивации. Пониманию, зачем ты всё это делаешь. Когда ты этому научился, дальше начинается самое интересное. Ты можешь учиться у всех.
Моя первая учительница стала мне как вторая мама, а может и больше. Человек первой степени родства. Я лет на десять к ней практически переселился…»
«Свой первый мастер-класс я дал в возрасте одиннадцати лет, и думаю, я не единственный такой человек, - рассказывает Александр Гиндин о том, как начал преподавать. - Мне кажется, что весь нормальный человеческий мир строится на природном зове «поделиться». Поделиться тем, что ты знаешь и что умеешь. Это не товарно-денежные отношения, это естественное человеческое существование. С этого всё идёт...»
О том, бывает ли юмор в музыке и в чём заключается талант дирижера, вы узнаете в полной видео-версии данного интервью, которая скоро появится на сайте: https://s-talanta.ru/
Проект "Стихия таланта. Первые шаги" реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
#Российскийфондкультуры #нацпроекты #нацпроекткультура #творческиелюди #Министерствокультуры