Проект успешно и результативно реализован, а что же делать дальше? Как развивать проект после окончания грантового финансирования? Уверены, этим вопросом задавался каждый наш грантополучатель.
Для начала разберём формы переходов, которые возможны из вашего социального проекта:
— Проект локальный — проект региональный;
— Проект региональный — проект межрегиональный;
— Проект межрегиональный — проект федеральный;
— Проект межрегиональный — проект международный;
— Проект — общественное движение;
— Общественное движение — общественная организация или любая форма НКО (фонд, союз, АНО и др.).
Важно понимать, что без переходов невозможен рост проекта, а что же для этого необходимо?
1. Идея — это концепция проекта, которая связана с пониманием ценности, предлагаемой благополучателю. Она может быть как собственной (новой, оригинальной, рождённой впервые), так и заимствованной извне.
Идея может быть:
— возбуждающая (вызывает мгновенный интерес);
— адресная (интересная целевой аудитории);
— остроумная (сформулирована тонко);
— компактная (не сократить без потери смысла);
— многофункциональная (применима в разных контекстах);
— уместная (соответствует более широким перспективам);
— незаурядная (вызывает удивление, интригует);
— ясная (исключает двусмысленность).
2. Миссия — основная цель организации, смысл её существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления.
Существует несколько формулировок миссии:
— смысл существования проекта с позиции удовлетворения потребностей благополучателей, реализации конкурентных преимуществ, мотивации команды или волонтёров;
— основная общая цель проекта, чётко выраженная причина её существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии;
— философия и предназначение, смысл существования проекта.
3. Ценности — это основа корпоративной культуры проекта: значимые, общепринятые и разделяемые командой убеждения, закреплённые в стандартах и правилах поведения, в том числе, которые транслируются благополучателям через проект.
Подобно тому, как личные ценности формируют культуру личности, корпоративные ценности формируют культуру организации. Ценности регулируют взаимоотношения как внутри проекта, так и с внешними партнёрами, контрагентами или подрядчиками, в том числе сторонниками и благополучателями. Основной функцией ценностных ориентаций внутри проекта можно назвать регуляцию поведения команды, так как она является важным фактором индивидуальной и групповой мотивации. Корпоративные ценности (ценности проекта) становятся таким регулятором только при условии, что они являются личными ценностями лидера и каждого члена команды.
4. Цель — это определённый результат, к которому нужно прийти при выполнении проекта.
Цель проекта влияет на каждое принятое решение в цикле работы, поэтому так важно четко её сформулировать с самого начала.
Задачи — действия, достижение которых необходимо к определённому времени в пределах периодов, на которые рассчитывается управленческое решение. Все задачи — это своего рода чек-лист по достижению цели или нескольких целей.
Вокруг проекта всегда должно развиваться сообщество людей, которые разделяют ценности проекта и миссию. Эти люди могут быть абсолютно в разных статусах: команда, сторонники, благополучатели, участники, номинанты, партнёры. Главное — осознавать самому лидеру, что это одно сообщество вокруг проекта. Также важно понимать, что вы пытаетесь дать сообществу что-то новое. Ваша задача в стратегии роста — вызывать эмоции. Не знаете, какую эмоцию вызвать? Вызывайте любую!
Эмоции — это психические состояния, вызванные нейрофизиологическими изменениями, по-разному связанные с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия.
Они характеризуются тремя компонентами:
— переживаемым или осознаваемым в психике ощущением;
— процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
— наблюдаемыми выразительными комплексами, в том числе изменениями на лице, жестами, характером голоса.
Выделяют следующие виды эмоций:
— отрицательная;
— положительная;
— нейтральная;
— нетрадиционная;
— статическая;
— динамическая.
Ваш проект будет уже абсолютно другим, если всё, что написано выше, проработать и внедрить. Это огромный интеллектуальный труд, но также это — фундамент роста и осознанности. Именно этот фундамент позволит проекту из временного перейти в постоянный, где уже абсолютно неважно, появился у вас грант или его нет. Тут начинают работать абсолютно другие методики развития.
Перед тем, как начинать ускоряться в росте проекта, необходимо осознать, что любая инициатива должна иметь организационную структуру и должностные обязательства.
Организационная структура — это состав, взаимодействие, соподчинённость и распределение функций по подразделениям и команде. Организационная структура может быть абсолютно любая, но самое главное, что она должна работать, иначе никакого результата деятельности, кроме выгорания лидера, не получится.
Должностные обязательства — это перечень конкретных видов поручаемой человеку работы, конкретных действий при выполнении им своей трудовой функции, цели, которые ставятся перед работником, и результаты его работы, а также меры по достижению поставленных перед работником целей.
Постарайтесь очень серьёзно отнестись к составлению организационной структуры проекта и должностных обязательств. Крайне важно понимать, что развитие проекта — это не только настроение и позитивная эйфория, но и системная менеджерская работа.
Перейдём от теории к практике. Какие действия помогут вам двигаться быстрее?
1. Стратегия — это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путём координации и распределения ресурсов проекта. Она формирует основные пути достижения целей таким образом, что проект получает единое направление действий. Стратегия состоит в том, чтобы перевести проект из его нынешнего состояния в желаемое будущее состояние. Существует огромное количество видов стратегий, но важно понимать, что, по сути, это осознанный переход из состояния А в состояние Б, который контролирует лидер.
PR стратегия — определённые, чётко структурированные действия, направленные на продвижение проекта посредством взаимодействия с целевой аудиторией.
PR-стратегия разрабатывается по уже имеющимся:
— результатам исследований направления проекта;
— установленному плану и поставленным задачам;
— выявленной целевой аудитории и её особенностям;
— изученным потребностям и желаниям целевой аудитории.
PR-стратегия должна включать в себя:
— анализ текущего состояния;
— анализ конкурентов;
— конкретно обозначенное направление;
— желаемый конечный результат;
— график работ и мероприятий;
— бюджет и привлечённые под него средства;
— оценку рисков;
— установленные контроли;
— систему оценивания результатов.
2. Дорожная карта — это документ, в котором отображены основные этапы реализации стратегии, указаны исполнители и сроки завершения каждого этапа. Для простоты восприятия информация чаще всего представлена в графическом виде, но иногда используется и текстовый формат.
Чтобы дорожная карта эффективно решала свои задачи, при её составлении старайтесь учитывать следующие рекомендации:
— обсуждайте темы с коллегами. Убедитесь, что у всех одинаковое видение стратегии;
— предусмотрите несколько способов реализации основной цели;
— используйте единые критерии оценки результатов, понятные всем заинтересованным лицам;
— разработайте гибкую структуру дорожной карты;
— покажите выгоды и результаты, которые будут получены в результате реализации карты;
— не пытайтесь сделать карту слишком детализированной.
Есть много инструментов для составления дорожных карт:
— электронные таблицы — самый простой и бесплатный инструмент (например, таблицы Excel или Google);
— презентации в PowerPoint или другой программе. Они, в отличие от таблиц, позволяют визуализировать информацию;
— специальные сервисы для составления дорожных карт (например, ProductPlan, Roadmap Planner, Roadmunk, Aha!, Vengage).
3. Воронка работы или воронка продаж.
Вы должны понимать, что проект продвигает свой продукт и работает с благополучателем или участником.
Ваша задача — удерживать участника как можно дольше, а для этого необходимо создать некоторые этапы: регистрация, профайл, рассказ о себе или любое задание (тут должна быть награда за труды), потом переход в следующий этап, например, полуфинал, где появляются новые задания и условия их выполнения (и тут должна быть уже новая награда), а потом финал. Таким образом участник будет включён в деятельность проекта постоянно.
4. Медиаматериалы — это качественная презентация, промовидео, построенное на ценностях, сайт и социальные сети, фотографии. Всё это формирует ваш стиль, который потом считывается в среде, как авторский, и может развивать идею и транслировать её дальше.
Помните, грант — это только начало, импульс для движения. Настоящее творчество начинается тогда, когда сдан отчёт, но у вас есть команда единомышленников, вы вошли во вкус и вам нравится что-то делать для других.
Верьте в себя и помните, что именно с личности начинается рост проекта. Научитесь прогрессировать сами, делитесь своим прогрессом с проектом и командой, и успех не заставит себя ждать!