Найти в Дзене
Обзор статей и сайтов

Проблема функциональной неграмотности

Функциональная неграмотность состоит из навыков чтения и письма, которые недостаточны для решения повседневных жизненных и трудовых задач, требующих навыков чтения выше базового уровня. Те, кто читает и пишет только на языке, отличном от преобладающего языка их окружения, также могут считаться функционально неграмотными. Функциональная неграмотность противопоставляется неграмотности в строгом смысле, означающей неспособность читать или писать простые предложения на любом языке.
Характеристики функциональной неграмотности варьируются от одной культуры к другой, поскольку в некоторых культурах требуются более продвинутые навыки чтения и письма, чем в других. В языках с фонематическим правописанием функциональную неграмотность можно определить просто как слишком медленное чтение для практического использования, неспособность эффективно пользоваться словарями и письменными руководствами и другими факторами.
Уровень чтения, который может быть достаточным для того, чтобы сделать фермера ф

Функциональная неграмотность состоит из навыков чтения и письма, которые недостаточны для решения повседневных жизненных и трудовых задач, требующих навыков чтения выше базового уровня. Те, кто читает и пишет только на языке, отличном от преобладающего языка их окружения, также могут считаться функционально неграмотными. Функциональная неграмотность противопоставляется неграмотности в строгом смысле, означающей неспособность читать или писать простые предложения на любом языке.

Характеристики функциональной неграмотности варьируются от одной культуры к другой, поскольку в некоторых культурах требуются более продвинутые навыки чтения и письма, чем в других. В языках с фонематическим правописанием функциональную неграмотность можно определить просто как слишком медленное чтение для практического использования, неспособность эффективно пользоваться словарями и письменными руководствами и другими факторами.

Уровень чтения, который может быть достаточным для того, чтобы сделать фермера функционально грамотным в сельской местности развивающейся страны, может квалифицироваться как функциональная неграмотность в городской местности технологически развитой страны. В развитых странах уровень функциональной грамотности человека пропорционален уровню дохода и обратно пропорционален риску совершения определенных видов преступлений. Согласно исследованию 2015 года, в России, где более 99% населения технически грамотно, только треть выпускников средней школы могут понять содержание научных и художественных текстов. Министерство образования правительства Великобритании сообщило в 2006 году, что 47% школьников бросили школу в возрасте 16 лет, не достигнув базового уровня по функциональной математике, а 42% не могут достичь базового уровня владения функциональным английским языком. Каждый год в Великобритании 100 000 учеников покидают школу функционально неграмотными. В Соединенных Штатах, по данным журнала Business magazine, в начале 21 века примерно 15 миллионов функционально неграмотных взрослых имели работу.

В России функционально неграмотным (малограмотным) считается лицо, в значительной мере не утратившее навыки чтения и письма, но неспособное к восприятию короткого и несложного текста, не имеющего отношения к повседневной жизни. Они не могут связно изложить свою мысль, написать заявление, доверенность. Функционально неграмотных и малограмотных следует отличать от людей, не умеющих читать и писать («неграмотных»; их число, согласно мировой статистике, постоянно снижается и составляет в развитых странах не более 0,5 % населения). Причиной появления функциональной неграмотности могут быть такие обстоятельства, как слабая учеба в школе, исключение из школы, долгие болезни.

Функционально неграмотные люди культурно ограничены (в той или иной степени), характеризуются неумением применять знания, полученные в школе, а также негативным отношением к культурным учреждениям, вытекающим из неумения понимать их репертуар и боязни быть осмеянными в связи с этим.

C 90-х годов в России началось снижение грамотности населения. В 2003 году Международный институт чтения провёл исследование по качеству чтения и функциональной грамотности, в котором учащиеся России заняли 32-е место из 40 стран. Сегодня в России лишь каждый третий выпускник 11-х классов понимает содержание научных и литературных текстов. Это явление вызвано системой образования и учебными программами, направленными не на понимание прочитанного, а на звуковое воспроизведение.

Вот частное мнение автора статьи "Образованцы" на
https://dzen.ru/a/YvShz45niwn_wCbR :
"Во всех отраслях деятельности человечества мир уже давно заполонили «образованцы», заучившие множество слов, описывающих знания, но не способные эти знания использовать для личного анализа ситуации. Как-то, ещё в 90-х, мне пришлось выступать на семинаре газеты «Знание-власть» и там же прослушать докладчика, который сообщил о социологическом эксперименте, проведенном, если я правильно помню, в 1967-1974 годах группой социологов под руководством Б.А. Грушина. Суть эксперимента: испытуемым давали прочесть упрощенный вариант газетной статьи и просили затем пересказать содержание статьи и цель, которую поставил перед собой написавший её автор. Все испытуемые без проблем статью прочитали, поскольку все слова им были знакомы. Но даже в те времена содержание статьи могли пересказать всего 14% испытуемых, а цель, с какой её автор написал, поняли – 8%. Причем, не имели значения ни образование, ни социальный статус – и у дворников, и у академиков результаты были одинаковы. Если вы присмотритесь к современным спорам в интернете, то увидите, как спорящие вместо конкретных доводов отсылают оппонентов читать какие-либо источники. Но почему они сразу не говорят, в чём там дело в этих источниках? А эти «спорщики» входят в те 86%, которые не способны даже пересказать то, что они прочитали и чем восторгаются".

И ещё, я задал вопрос на
https://otvet.mail.ru/question/235492506 :
Образованцы - это люди, мнящие себя образованными, но неспособные понять содержимое текста без картинок, а ещё лучше - им нужно подать видео с мимикой и жестами?
Немецкие социологи исследовали 100 русских и 100 немцев на их способность понимать то, что они слышат, и пришли к выводу, что всего 15% из них способны понять аргументы, которыми выступающие обосновывают свои позиции. Остальные люди либо верят в услышанное, либо не верят, и для них аргументы не имеют никакого значения – это просто слова. А главное для того, чтобы они поверили говорящему, – это тембр голоса говорящего, его манеры, жесты. Таким людям по этой причине и читать трудно или неинтересно, поскольку в тексте ничего этого нет – ни жестов пишущего, ни выражения и поэтому непонятно, нужно написавшему верить или нет? Не понимающего аргументы, текст не убеждает!

Вот ответы на вопрос об образованцах:

Михаил Фомичев
В первую очередь-это люди с широким кругозором.
Тебе,я так полагаю,это недоступно,школота.

Сехмет
а есть еще люди просто тупые, они вообще ни чего не понимают. Ты даже не представляешь сколько таких в руководстве

Toku Ingoa
Есть как минимум 4 вида восприятия информации..... аудио,видео,кинестетика и интуиция. ) и здесь кмк не имеет значения каким именно видом воспоьзоваться для вящего так сказать усвоения.....

Drew
Вот оно оказывается откуда это засилье на телеэкране всяких говорящих голов. Частенько ни одного познавательного канала без кривляющихся рож с дурными голосами не найти, плюнешь и выключишь обратно. Жили же раньше без этой пакости - на экране был материал, а ведущий с человеческим голосом за кадром :)