Сегодня поговорим о сложном процессе становления демократии. Возможна ли она? Какие предпосылки возникают в обществе для её установления? Достаточно ли институционального метода для поддержания демократического режима власти?
По мнению политологов Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы, ни парламент, ни партии, ни выборы не сделают политическую систему демократической без участия гражданского общества.
Алмонд и Верба указали, что расширение участия не гарантирует установления демократии по англосаксонскому или западному образцу, потому что широкое участие, разные политические институты, которые должны включать население в политическую систему координат, партии, парламент, выборы — все это совместимо и с недемократической политической системой. Алмонд и Верба прямо писали о том, что широкое массовое участие может оказаться как демократическим по своему характеру, так и вписываться в недемократический порядок. Их выводы сводятся к необходимости развития политической, гражданской культуры. Согласно их исследованию, гражданская культура способствует установлению демократии, как умеренной политической системы, где правители контролируются населением, потому что к ним предъявляются определенные требования, но, с другой стороны, массовая политика не носит стихийного и хаотического характера. Политические институты функционируют нормально и не сметаются собственно волной настроений.
К «Западной модели» зачастую относят именно Либеральную демократию - правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав и свобод меньшинства и отдельных граждан.
К подобным заключениям приходили многое исследователи политических и экономических проблем общества тех или иных стран. Политолог и социолог Рональд Инглхарт, который ведёт исследование взаимосвязи экономического развития и ценностного сдвига обществ с 1980-х годов вместе с соавторами утверждает: в условиях экзистенциальной безопасности, когда отсутствуют реальные угрозы физическому выживанию: люди понимают, что не умрут от голода. Инглхарт в своей работе руководствовался простой логикой, которая заключена в пирамиде Маслоу: когда базовые потребности, связанные с физическим выживанием, удовлетворены, актуализируются иные потребности, связанные с качеством жизни, самовыражением и так далее.
Пирамида потребностей Маслоу - общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.
Инглхарт отмечает, что в наиболее благополучных с экономической точки зрения обществах происходит ценностный сдвиг, который меняет облик обществ. Этот сдвиг имеет и политический аспект - в них разрождается сильное гражданское общество и запрос населения на изменение системы правления (да, система правления не заложена генетически :))
Если речь идет об обществах, которые находятся в состоянии кризиса или стресса, если люди не уверены в завтрашнем дне, то, согласно логике Инглхарта, они желают обрести определенность. Для людей большой ценностью становится то, что избавляет от повседневных забот. Они хотят, чтобы кто-то кроме них самих взял ответственность за происходящее и подсказал им направление для «светлого будущего». Инглхарт указывает на то, что в условиях неопределенности и стресса срабатывает «авторитарный рефлекс», который подразумевает две вещи: люди начинают испытывать потребность в сильном лидере, который готов взять на себя ответственность за происходящее и повести народ. Второе следствие - у людей рождаются фундаменталистские нативистские настроения, подразумевающие отрицательное отношение к новым культурным моделям, которые выходят за рамки простых правил поведения. По Инглхарту, в условиях стресса люди желают понятных правил, которыми можно руководствоваться в жизни.
Делая выводы
Независимо от написанного в любой, самой демократической Конституции - отсутствие гражданской культуры играет определяющую роль: всё политическое поле превращается в ширму игры узких политических групп. В чём выражается политическая и гражданская культура? Ответ прост - в развитом гражданском обществе.
Гражданское общество это не только то, что способно выйти на митинг. Это то, в котором люди обладают способностью к самоорганизации, адекватному восприятия мира вокруг себя и свободой мысли. Общественные, молодёжные и политические организации, независимые органы самоуправления, акты гражданского участия - вот что такое настоящий гражданский патриотизм. Он заключается в личной ответственности и вовлечённости, а не в служении барину.