Эту фразу я услышал будучи на 6 курсе университета, когда наша группа готовилась к сдаче практических навыков (один из этапов госэкзамена по окончании медуниверситета), отрабатывали навыки сердечно-легочной реанимации. Так мне ответил практикующий врач анестезиолог-реаниматолог на вопрос: «а вы по какой специальности [врач]?». На тот момент времени я уже твёрдо для себя решил, что пойду в анестезиологию после универа, и, честно говоря, ответ вызвал у меня неоднозначные чувства.
С одной стороны, анестезиолог же ничего не лечит
Ведь если смотреть со-стороны человека, не приближенного к медицине, или же человека, скажем так, знающего что есть такое явление как больница, кто такой врач? Врач это тот кто лечит: кардиолог - сердце, хирург - проводит операции, терапевт - да всё подряд, анестезиолог-… так, а что лечит анестезиолог? Он же только усыпляет [проводит анестезию, ну на крайний случай наркоз даёт, выражайтесь грамотнее, господа!Скажет добрая половина всех анестезиологических бригад Российской Федерации]
… или нет?
Анестезиология — terra incognita не только для пациентов, но и для многих врачей.
Доктор медицинских наук Александр Потапов, заведующий отделом анестезиологии и реанимации МРНЦ им. А. Ф. Цыба, филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии»
Кроме того многие пациенты (а так же некоторые врачи) уверены, что анестезиолог что-то там делает исключительно по назначению оперирующего хирурга
Но с другой стороны есть пациенты, которые понимают, что за их жизнь во время операции отвечает именно анестезиолог.
Фактически, на время оперативного вмешательства анестезиолог выполняет функцию сердца и сосудов, лёгких, почек пациента посредством введения тех или иных препаратов и подключения оперируемого к аппарату искусственной вентиляции лёгких.
В современной врачебной практике не все операции проводятся под общей (это когда пациент без сознания) анестезией. Например, оперативные вмешательства, проводимые под спинальной или эпидуральной анестезией (так называемые, регионарные методы анестезии) не требуют подключения к аппарату ИВЛ, но об этом мы ещё поговорим в следующих постах.
Так кто же мы? Врачи анестезиологи-реаниматологи или же «просто» анестезиологи?
Коротко пройдёмся по самым основным моментам в работе анестезиолога. Что же он, наконец, делает?
Во-первых, менее очевидный аспект нашей работы - взаимодействие с пациентом. Очень важно построить с пациентом грамотный диалог. На первый взгляд может показаться, что с пациентом мы видимся первые несколько минут до и после операции, но это далеко не так. Перед оперативным вмешательством , будь оно плановое или экстренное, анестезиологу необходимо побеседовать с пациентом (об этом более подробно поговорим в самое ближайшее время) и принять решение о виде анестезии (in vrachebniy: анестезиологическое пособие), объяснить пациенту что представляет из себя выбранный наркоз, как он будет проводиться, что будет происходить с пациентом, что будет происходить после, обозначить возможные осложнения. На операционном столе, при необходимости (а она, как правило, есть в подавляющем числе случаев) успокоить пациента и настроить на позитивный лад.
Во-вторых, более очевидно, осуществляет постоянное (если по нашему, то «динамическое») наблюдение за пациентом на всём протяжении и спустя 2 часа по окончании оперативного вмешательства. Сразу возникает вопрос: что это за наблюдение за человеком, который спит? Всё очень просто, и вместе с тем сложно. Есть обязательные параметры, которые необходимо контролировать во время операции:
- Артериальное давление и частота сердечных сокращений: естественная реакция на боль - значительное повышение АД и увеличение ЧСС (в зависимости от характера значения могут достигать 200/100 мм.рт.ст. и 110-120 ударов в минуту, что является гипертоническим кризом и патологической тахикардией, и может приводить к смерти если вовремя не исправить ситуацию). Поэтому мы вводим сильнодействующие обезболивающие препараты (анальгетики) на этапе вводной анестезии и повторяем по мере необходимости (чаще всего, по окончании действия предыдущей дозы введения), а так же пациенту поступает ингаляционный анестетик, (об этом тоже поговорим более подробно позднее), который по мимо общеанестезирующего (значит по всем органам и системам) имеет кардиодепрессивный эффект (снижает АД и сокращает ЧСС). Задача анестезиолога в контексте контроля артериального давления - рассчитать дозы препаратов и выставить параметры на аппарате ИВЛ таким образом, чтобы поддерживать АД и ЧСС в допустимом диапазоне (как правило это 110-130/70-90 мм.рт.ст. и 60-100 ударов в минуту)
- Частота дыхания и сатурация - хоть что-то в пандемии, всё-таки, было и люди теперь понимают что такое сатурация и как это показатель отражает функцию дыхания, но на всякий случай, для понимания: сатурация - степень насыщения кислородом крови, чем этот показатель лучше - тем больше кислорода в крови. Чем её больше, тем лучше работают легкие и, в последствии, весь организм. При вводной анестезии мы вводим препараты из группы миорелаксантов которые, в частности, вызывают паралич дыхательной мускулатуры. С этого момента пациент не дышит сам, за него это делает аппарат ИВЛ, параметры работы которого выставляет анестезиолог (частота дыхания, соотношение вдохов к выдоху, объём дыхания, концентрация газовой смеси (кислород+воздух+ингаляционный анестетик) и т.п.) Думаю без труда можно понять что произойдет, если допустить ошибку или просто выставить настройки по умолчанию и уйти.
Есть и другие параметры, которые анестезиолог должен контролировать во время операции (показатели капнографа (содержание углекислого газа, который мы выдыхаем, например), диурез, температура тела, центральное венозное давление), но они являются ситуативными, в зависимости от того какое оперативное вмешательство запланировано, либо же это экстренная операция.
Прибавляем к этому практические навыки врача-анестезиолога (интубация трахеи, постановка центрального венозного катетера, люмбальная пункция (про проведении спинальной или эпидуральной анестезии) и получаем очень краткую выжимку того, чем мы, анестезиологи, должны владеть и что мы должны сделать ещё перед тем, как хирург зайдёт в операционный блок.
Лично у меня ответ на вопрос: «кто же мы? Врачи или «просто»?» сложился ещё на первом году ординатуры, когда я начал вливаться в эту профессию, в эту области и в эту жизнь.
А у вас?