Ровно сто лет назад, 29 октября 1923 года, была провозглашена Турецкая Республика, которая подвела окончательную черту под многовековой историей монархического государства Османов
Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль, который вошел в мировую историю под фамилией Ататюрк — «отец турок».
А непосредственную помощь в создании нового государства оказала молодая Советская Россия. Причем заслуги Москвы были оценены турками так высоко, что в Стамбуле, на монументе «Республика», который украшает знаменитую площадь Таксим, стоит скульптура большевика Семена Аралова — полномочного представители РСФСР в Турции, отвечавшего за контакты между Мустафой Кемалем и Лениным.
Положение, в котором оказались после Первой мировой войны турки, в чем-то напоминало российскую ситуацию. Османская империя воевала на стороне Германии, Австро-Венгрии и Болгарии, оказавшись в проигравших.
30 октября 1918 года на борту британского броненосца «Агамемнон» турецкие власти подписали статьи Мудросского перемирия, представлявшего собой унизительный акт полной капитуляции.
Османская империя ликвидировалась. 10 августа 1920 года во Франции был подписан Севрский мирный договор, окончательно узаконивший уничтожение Турции. Греция получала область Смирны (Измира), Галлиполийский полуостров и Восточную Фракию с Адрианополем (Эдирне), черноморские проливы вместе с Константинополем переходили под юрисдикцию международной администрации стран Антанты, а на восточных территориях Малой Азии провозглашалось государство армян.
По требованию президента США Вудро Вильсона Турция должна была передать Армении территорию площадью свыше ста тысяч квадратных километров. Турции разрешалось иметь небольшую пятидесятитысячную армию, а сама страна переходила под внешнее управление, потому что ее финансовая система оставалась под контролем западных союзников.
Греческие оккупационные войска высадились в Смирне, чтобы приступить к реализации Севрского договора. Однако его унизительные положения вызвали в турецком обществе ожесточенный протест, который возглавил офицер Мустафа Кемаль, появившийся на свет в греческом городе Салоники.
Под его руководством была создана новая армия, с опорой на ветеранов Первой мировой войны, которая первым делом взяла под контроль восточные области страны, чтобы не допустить создания провозглашенного Западом армянского государства.
Армяне спаслись только на территории советской Армении, которую взяли под контроль силы Красной Армии, одновременно защитив от турок Батуми. Мустафа Кемаль не стал вступать в конфликт с большевиками, потому что они были единственным в мире правительством, с которым он мог сотрудничать.
Анкара и Москва — два мировых изгоя, боровшихся за существование в условиях полной международной изоляции, были вынуждены налаживать между собой прагматичное сотрудничество. По указанию Ленина Советская Россия оказала кемалистам военную, финансовую и экономическую помощь.
Армия Мустафы Кемаля разгромила французские и греческие войска и вытеснила из Константинополя англичан. За четыре года национально-освободительной войны она вернула под контроль все территории Малой Азии, ознаменовав это массовой резней веками проживавших на ее земле греков.
Лозаннский мирный договор 1923 года зафиксировал вновь сложившееся статус-кво, причем Запад с готовностью отказался от идеи создания национального очага армян, посчитав, что им будет вполне достаточно советской Армении. 29 октября 1923 года страна официально стала республикой и Ататюрк развернул в ней масштабные исторические реформы.
Переход к республиканскому строю изменил многое. Турецкое государство начало существовать не по шариату, а в режиме светской системы государственного управления. А в политическом смысле Мустафа Кемаль постепенно дрейфовал в сторону Запада, с которым ему пришлось так долго сражаться, что со временем, при его преемниках, привело Турцию в НАТО.
Нынешний президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган относится к политическому течению, построенному на принципах умеренного ислама, и его отношение к наследию Ататюрка считается достаточно сложным.
Тем не менее политика Эрдогана основана на тех же самых прагматичных принципах, которые помогли Мустафе Кемалю выжить в кольце врагов и отразить военно-политическое давление Запада. Он тоже постоянно прибегает к ситуативным альянсам, если это отвечает национальным интересам Турции.
Александр Савко
Полный текст читайте на сайте Украина.ру