Узбек Третий - очень ленивый мальчик. Я понимаю, что Тигран Араратович не мог выделить члены предложения, потому что не мог задать вопрос к слову (видимо, из-за диагноза). Но Узбек Третий вопросы задавать умеет... Проблема в том, что он не может выучить, к каким членам предложения они относятся. С самого первого урока с этим бьёмся! Поэтому и расстановка знаков препинания вызывает трудности...
- Скажите, пожалуйста, какая грамматическая основа в этом предложении?
- "Сказать маме".
- На какой вопрос отвечает слово "маме"?
- "Кому?"
- Значит, это какой член предложения?
- Подлежащее.
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
- Не помню.
- Ну, в каком падеже оно должно стоять?
- В косвенном?
Он знает, что такое косвенные падежи... В чём причина затруднений, я не понимаю... Худо-бедно разбираемся, почему в предложении нужно поставить запятую. Причастные и деепричастные обороты Узбек Третий тоже путает, но, думаю, это у всех такая история.
13 октября, как я уже писала, произошло просветление. Узбек Третий, во-первых, очень быстро записал текст, во-вторых, правильно расставил все знаки препинания. Проблема в том, что проверка с помощью объяснения правил необъективна... Даже если Узбек Третий самостоятельно правильно расставит знаки препинания, то объяснить сможет далеко не всё... Поэтому плавание в правилах я восприняла нормально. И подозрение было только подозрением... Всё-таки ещё одному ученику крупно повезло в мой любимый день!
Через две недели снова диктант. По Куприну. Тема - "Обособление приложений". На предыдущем уроке изучали теорию и закрепляли на простых упражнениях. Шло туго. Но, может быть, за время перерыва что-то в голове отложилось. Я снова не стала обвинять Узбека Третьего в списывании, когда он допустил только одну ошибку. Но возникло очень серьёзное подозрение, что эта ошибка допущена специально... Я часто не сдавала тетрадь с тремя работами, а потом, когда учительница спрашивала оценки, чтобы выставить их в журнал, говорила: "Пять, четыре, пять". Мне показалось, что с Узбеком Третьим ситуация точно такая же... А диктант по Куприну был очень сложным...
Следующее занятие. Я дала более простой диктант, но по своему тексту, которого ещё нет в интернете. Как всегда, дала пять минут на проверку знаков препинания. Время истекло. Узбек Третий попросил ещё минуту. Очередной звоночек... Через несколько минут он робко пробормотал:
- Я вообще не уверен...
А раньше он такого не говорил, то есть всегда был уверен! Ошибка на ошибке! В том числе в тех предложениях, подобные которым встречались у Куприна... Всё ясно! Но мне не признались... Я спросила:
- Как вы думаете, почему вы вчера написали сложный текст с одной ошибкой, а сегодня у вас так много ошибок в более простом тексте?
Урок был в девять утра, поэтому Узбек Третий смог выкрутиться:
- А я не выспался, у меня поздно тренировка закончилась!
Вот как мне доказать, что он списывает диктанты? Это же не сочинения...