В 1925 году вышла книга известного исследователя архитектуры Адольфа Бене «Современное целесообразное строительство». При всей злободневности там есть одно важное наблюдение: эпохи, в которых жильё воспринимается то как «игрушка», то как «снаряд» непрерывно сменяют друг друга. Ле Корбюзье начал работать как раз в то время, когда внешняя красивость модерна сменилась целесообразностью новых стилей — конструктивизма, функционализма, рационализма.
Именно Ле Корбюзье принадлежит роль ниспровергателя устаревших представлений о декоративной роли интерьера. Сейчас даже неспециалисту понятно, что, любой, пускай самой изысканной, декорацией не исправить погрешностей в планировке. Тогда, в двадцатых, эта мысль была далеко не так очевидна, и в интерьерах доминировала театральность предыдущей эпохи. Корбюзье как никто другой понимал, что ткани, мебель, аксессуары могут лишь скрасить ощущение пустоты, но никакая декорация не сделает жильё удобным. Возможно поэтому архитектор так внимательно относился именно к конструктивным основам интерьера. Независимый каркас, дающий возможность произвольной планировки — один из основных принципов его архитектуры. Интерьеры Корбюзье свободно «перетекают» друг в друга, но при этой «свободе» чётко выделены все необходимые зоны — гостиная, спальная, столовая, рабочая, зона отдыха.
Дом и солнце — ещё одна проблема, которую архитектор решал всю жизнь. Устраивая сплошное ленточное остекление или сооружая солнцезащитные карнизы, Корбюзье «впускал» в свои интерьеры максимум света. Он мечтал о солнечные городах и строил дома, парящие на опорах над землёй. На крышах его построек устраивались сады и бассейны, максимально используя пространство под и над домом.
Органичная красота архитектуры и интерьера как её части состоит, по Ле Корбюзье, в рациональном, математически выверенном преобразовании жилого пространства. Размеры стен, перегородок, высота потолков всегда должны находиться в гармоническом соотношении не только друг с другом, но и со всем зданием, с каждой его частью. Это увлечение магией чисел вылилось в создание новой системы пропорций — современного аналога принципа золотого сечения древних.
Архитектору принадлежит идея о доме — машине для жилья. Но эта машина не должна быть бездушной железкой. Ле Корбюзье видел будущее интерьера в создании универсальной жилой среды, ориентированной на современного человека и его потребности. Идея настолько утопичная, насколько и вечная (об универсальном доме мечтали ещё архитекторы Древней Греции). Корбюзье же настаивал на создании некоего стандарта в устройстве жилья. Его дома — воплощение единственно верных решений пространственно-планировочной структуры дома, тот самый стандарт — результат отбора и совершенствования.
Говорят, что интерьеры Корбюзье невозможно понять по снимкам. Нужно двигаться, жить в них. Тогда в полной мере можно почувствовать лёгкость, свободу, равновесие, насыщенность воздухом. Разумное и рациональное использование пространства, свободный план, сад на крыше, окна, лентой прорезающие фасад — столь привычные для нас детали современной архитектуры — всё это новаторские решения гениального французского архитектора.
Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.