Найти тему
Камера

"Английский пациент" - безвусный продукт в красивой обёртке

"Английский пациент"(1996) - совместное голливудско-британское кинотворение, в котором снялись звёзды первой величины того времени, в основном британские: Рэйф Файнс, Кристин Скотт Томас, Уиллем Дефо, Колин Фёрт, Жюльет Бинош. Фильм повествует о трагической любви мрачного венгерского аристократа к замужней женщине, и всё это на фоне Второй Мировой войны. Шикарно же? Шикарно... могло бы быть, вот только в фильме почти ничего не происходит. А то, что происходит, до зевоты банально. Да, мы все в курсе, что для многих сей шедевр - вершина всех вершин, они рыдали после его просмотра, да и почтенные киноакадемики осыпали "Пациента" целой россыпью наград. Но здесь я хочу поделиться сугубо субъективными впечатлениями. И они не то чтобы негативные, а скорее нейтральные, и главной причиной моего разочарования стали чрезмерно завышенные ожидания.

Церемония вручения кинонаград 'Оскар' 1997 года была первой, которую я смотрел.

Тогда мне было без малого восемь лет. Я, конечно, мало что понимал в кинематографе, но всё же знал, что премия очень престижная. 'Английский пациент' мелькал там чаще других, и название врезалось в память. Кроме того, я понял по показанным кадрам, что это про глубокие взаимоотношения на фоне войны, а значит, кино серьёзное, такая тема вызывает уважение даже у мало что понимающего ребёнка. В общем, это название в моём сознании стало неразрывно связано с понятием 'престижное кино'. И вот, 25 лет спустя , я его наконец посмотрел.

Ну что я могу сказать? Снято, конечно, хорошо, картинка красивая, но никакого реального содержания я за всем этим не увидел. Честно говоря, сюжет мне кажется высосанным из пальца и довольно бредовым. Нет, он не бессвязный и очень правдоподобный в деталях, реалиях, но мне довольно трудно во всё это поверить, ещё труднее - сопереживать этому и восхищаться этим. Такая мелкобуржуазная развлекательная похлёбка для среднестатистического западного зрителя, давно потерявшего всякие моральные понятия и не знающего настоящей жизни. Того, кто посмотрел достаточно голливудских мелодрам постепенно начитает раздражать их склонность выдавать вульгарный адюльтер двух посредственностей за великую, живущую в веках любовь. На самом деле диалоги в фильме зачастую неестественны, эмоциональная сторона фильма, на мой взгляд, довольно бледна, да и страсть сыграна не очень убедительно. И всё это под пафосно-занудную, якобы созданную пронзить наши сердца музыку.

В общем, мне странно, что некоторых подобные фильмы могут приводить в состояние экстаза. Некоторые "фильмы о любви" действительно поражают до глубины души. Этот же фильм оставил мои глубинные сердечные струны нетронутыми. Если вы хотите увидеть любовь на экране, посмотрите 'Дракулу'(1992), 'Разум и Чувства' (1995) или 'Спеши Любить', да и 'Титаник', ей-богу, лучше. Нет, если кому-то нравится, то пожалуйста, я только рад, лучше пусть тащатся от этого фильма, чем... от кое-чего другого, не будем упоминать это название всуе. 'Английский пациент' вполне достоин того, чтобы считаться культовым фильмом, он достоин номинации на Оскар, но... я вас умоляю -
девять статуэток за вечер? И победу за 'лучший фильм' нужно было отдать другой картине, на мой взгляд. Это один из самых слабых триумфаторов 'Оскара' за всю историю, даже победившее годом ранее 'Храброе сердце' лучше.

Музыка Габриеля Яреда довольно хороша, но опять-таки, ничего выдающегося.

Просто качественный саундтрек, который обязан быть в крупном голливудском проекте. Вот музыка Патрика Дойла в 'Разуме и Чувствах' или Джеймса Хорнера в 'Храбром Сердце' - это да, другое дело.

То же самое можно сказать об актёрской игре. Единственный кто выделяется из общего ряда - Рэйф Файнс, его мрачная, демоническая харизма как всегда безотказна. Но он, как ни странно, не был награждён. Дамы сыграли послабее, но статуэтки получили.

-2

Что ж, надеюсь, почитателей этого фильма эта статья не сильно заденет. В конце концов, "профессиональный кинокритик" Антон Долин тоже позволяет себе предельную "вкусовщину". Я тут на днях прочитал негативную рецензию на "Девятые врата" Романа Полански с Джонни Деппом в главной роли. Фильм мне нравится, но и статья тоже понравилась, поскольку аргументы сильные и убедительные. Интересно взглянуть на нечто, казавшееся тебе однозначным, с новой и неожиданной стороны.

По слухам, Би-Би-Си готовит новую экранизацию романа. Любопытно будет взглянуть, что получится на этот раз.