Найти в Дзене
dvnovosti.ru

«Дикие» пешеходы и «молниеносная» скорость - как автомобилизировался Хабаровск

Известно, что первым в городе автомобиль себе купил в 1911 году инженер Николаев, живший на нынешней улице Запарина. Машина была легковая, в кузове «ландоле» (с раскрывающимся мягким верхом над задними сидениями), производства германского концерна «Сименс и Гальске». Дальневосточное представительство фирмы располагалось во Владивостоке и все заказы оформлялись там. Автомобили везли морем во Владивосток, а оттуда до Хабаровска их тащили по железной дороге, поскольку автотрассы, конечно, не было. Нормальных дорог не было и в самом городе, за исключением трех центральных - Ленина, Муравьёва-Амурского и Серышева. Их поддерживали в приличном состоянии, а остальные после дождей утопали в легендарной хабаровской грязи.

Известно например, что на Вокзальном тракте (ныне Амурский бульвар) в огромной луже утонула даже лошадь с повозкой, и в дождливую погоду извозчики отказывались везти пассажиров на вокзал за любые деньги. Где катался на своем ландолете инженер Николаев, решительно непонятно.

Тем не менее где-то, видимо, катался, поскольку его пример оказался заразителен. На следующий год, 2 августа 1912 года хабаровская газета «Приамурская жизнь» сообщала: предприниматель Шошин, занимавшийся конным извозом, тоже выписал из Германии шестиместный автомобиль-ландоле и намерен сдавать его под увеселительные прогулки. Примерно в это же время был оборудован и частично замощен булыжником Осиповский тракт (ныне Тихоокеанская) и Шошин, у которого кроме машины было еще порядка 40 конных экипажей, пытался организовать регулярные пассажирские авторейсы до Базы Амурской флотилии (ныне База КАФ).

   Один из первых автомобилей-ландоле на Муравьева-Амурской
Один из первых автомобилей-ландоле на Муравьева-Амурской

Кстати, этот первый в истории города частный автоперевозчик остался в Хабаровске после революции, продолжал заниматься извозом, но в 1932 году был арестован и исчез.

На следующий год, поскольку в городе стало уже как минимум десять автомобилей (несколько грузовиков завезли железнодорожники для работ по постройке моста через Амур), в Хабаровске издали первые «Правила движения на велосипедах, мотоциклах и автомобилях». В частности, в них оговаривалось, что водителями могут быть лица не моложе 21 года, а скорость разрешалась не выше 12 верст в час.

Отметим, что на годы Гражданской войны пришелся всплеск автомобилизации города, поскольку массу машин, как бронированных, так и обычных, завезли с собой американские и японский интервенты. Однако после того, как они отчалили на родину, Хабаровск надолго вернулся к привычной конной тяге.

   Японские интервенты со свои «четырехколесным конем» на улице Шевченко
Японские интервенты со свои «четырехколесным конем» на улице Шевченко

Во многих источниках сообщается, что новая советская власть начала автомобилизацию города, завезя сюда в 1923-24 годах два автобуса на 10 и 12 пассажиров. Это действительно так, однако надо учесть, что автобусами тогда называли грузовики с установленными в кузовах будками. Первые настоящие автобусы появились в Хабаровске много позже - в первой половине 1930-х годов.

Вообще лошадь, как главное средство передвижение, стала резко уступать свои позиции машине в 1930-м году. Тогда же впервые проявилась в городе такая серьезная проблема, как ДТП, в том числе со смертельным исходом.

30 октября 1930 года местная пресса констатировала, что «за последний год в городе резко выросло количество грузовых и легковых автомобилей».

- Сейчас зарегистрировано уже более сотни автомашин, тогда как год назад их было всего 15-20. Городские организации оказались совершенно неподготовленными к этому. Вопреки всяким постановлениям автомобили носятся по улицам города с молниеносной скоростью (машины тех лет физически не могли развивать скорость выше 40 км\ч - Прим.ред.), зачастую не по своей стороне и ночью не зажигают фонарей. В результате - резкий рост числа несчастных случаев. На днях около Дома советов (кинотеатр «Гигант» - Прим.ред.) был убит грузовиком работник УСТПО (торговая организация - Прим.ред.) Симоненко и искалечен на углу Чердымовки (Амурский бульвар) и Калининской мчащейся каретой скорой помощи неизвестный мальчуган, - говорилось в сообщении.

Далее статья без подписи (по тогдашним нормам это значило, что своим мнением делятся краевые власти) требовала от городских чиновников навести порядок и особое внимание обратить на езду ночью.

- Городской совет должен принять решительные меры и сделать это немедленно, так как число автомобилей в городе растет с каждым месяцем, - говорилось в статье.
   Улица Карла Маркса в 1938 году. Скорее всего, автомобилей нагнали специально для постановочного кадра
Улица Карла Маркса в 1938 году. Скорее всего, автомобилей нагнали специально для постановочного кадра

Впрочем, долгое время, судя по статьям, клеймящих лихачей, ничего в городе не менялось. В августе 1935 года крайисполком, констатировав скачкообразный рост аварий на дорогах, пригрозил, что попавшиеся за рулем пьяными будут лишены водительских прав. Первый раз на шесть месяцев, второй раз - пожизненно.

- Предложено также проработать вопрос о введении обязательных занятий со школьниками по правилам дорожного движения, - сообщал крайисполком.

Со школьниками, правда, заниматься так и не начали, но первые «лишенцы» вскоре появились.

- Госавтоинспекция лишила права управления шоферов, которые систематически появлялись за рулем в пьяном виде. Шофер Хлебозавода № 1 Павловский лишен права управления автомобилем на 6 месяцев, Малышенко (Далькрайстройтрест) - на три месяца, - отчитывалась в сентябре 1935 года местная пресса.

Также сообщалось о том, что арестован шофер Ковалев, который, проезжая по Краснореченскому шоссе, врезался в трех сидевших на обочине мальчиков и насмерть задавил одного из них.

Еще тремя годами позже в рамках борьбы с аварийностью в городе появились первые дорожные знаки, а на перекрестке Калинина и Муравьева-Амурского (тогда - Карла Маркса) установили первый светофор.

Однако, надо отметить, что разогнаться любителям скорости в Хабаровске было по-прежнему особо негде. Как подчеркивали все очевидцы, у властей, как и при царе, сил хватало поддерживать в нормальном виде только три центральных улицы, да еще Краснореченское шоссе. За городом тоже было особо не погонять, поскольку дороги там практически отсутствовали. Лишь в 1935 году была вчерне закончена гравийная автотрасса Хабаровск - Владивосток, а в сторону Благовещенска на автомобиле стало можно проехать лишь после начала войны.

- Хабаровск расположен на трех холмах, на которых проложены три замощенные улицы. Соединены они тоже улицами, но никак не городскими. Скорее это деревенский улицы, карабкающиеся с горы на гору, с деревенскими домами без канализации и водопровода. В дождь там отчаяннейшая грязь, так что автомобили, которых в последнее время развелось очень много, курсируют главным образом по трем магистралям, - писал в 1938 году писатель Евгений Петров (соавтор дилогии об Остапе Бендере).

Кстати, «очень много» - это порядка тысячи. И еще писатель не отметил, что в год его приезда в Хабаровске на проезжей части появился первый асфальт - на улице Шевченко (ранее, примерно с 1933 года, асфальтировали у нас только тротуары). Впрочем, возможно, его положили уже после его визита.

   Улица Карла Маркса в 1949 году
Улица Карла Маркса в 1949 году

Ни одного частного автомобиля в Хабаровске вплоть до окончания войны, похоже, не было. Лишь после нее люди со связями стали протаскивать для себя правдами и неправдами трофейные, в основном немецкие, авто. Возникла проблема с гаражами и стоянками, которую впервые попытались решить при проектировании Первого микрорайона в самом конце 50-х, заложив с большим размахом четыре гаража для индивидуального транспорта — два на 50 и два на 25 автомобилей.

Массово закатывать улицы в асфальт в Хабаровске тоже стали лишь в конце 1950-х годов. Соответственно, именно в это время стала появляться и первая дорожная разметка. Причем хабаровчане долго не понимали, что это и зачем.

- Женщина стоит у обочины дороги. Перед ней - полосатый, рисованный на дорожном полотне коврик. Она ждет, пока проедет «Волга». Но «Волга» стоит как вкопанная. За ней - самосвал, «газик». Женщина недоуменно смотрит, как растет «хвост» и видит, что шоферы нервничают. «Переходите же», - кричит наконец водитель «Волги», - это же переход». В тех местах, где увидите полосатый коврик - пешеход пользуются преимуществом. Жаль, что у нас мало кто знает об этом. Сам видел, как несколько девочек-школьниц стали скакать по «зебре», подумав, что это нарисовали для игры в классики, - писал в 1961 году в местную газету А. Слепцов, автомеханик.

Автор недоумевал, почему Госавтоинспекция не разъясняет гражданам, что такое «зебра» - не выпускает плакатов и не рассказывает об этом хотя бы через мегафоны своих спецавтомобилей.

   Улица Карла Маркса в 1976 году
Улица Карла Маркса в 1976 году

О том, что пешеходы в городе в те времена были совершенно «дикими», говорит и статистика ДТП - большинство аварий происходило именно по вине пешеходов. На полупустых улицах хабаровчане ходили (и даже сидели и лежали) как бог на душу положит, игнорируя и разметку, и правила. Более-менее привыкли друг к другу автовладельцы и пешеходы лишь ближе к середине 1970-х годов.

Хотя фотографии тех лет поражают практически абсолютной пустотой на городских автотрассах. Наверно, нелегко было властям убеждать граждан, что ходить по проезжей части не надо. Чего ж по ней не ходить, раз там все равно машин нет?

Напомним, DVHAB.ru все лето исследовал состояние дорожной разметки в Хабаровске. Оказалось, что город в этом плане скатился куда-то в 50-е годы прошлого века. Нормальной разметки практически нигде нет, за исключением Центрального района.

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru