Найти тему
Библиодичь

Д.Деев, серия «Игра на нервах» (6,5/10)

Денис Деев, серия «Игра на нервах» (три книги, законченная серия, источник)

6,5/10

Основной лейтмотив обзора на книжку «вроде бы все нормально, но…». Этих «но» набирается довольно много, но они все неочевидные. Честно скажу, довольно сильно пришлось напрячься, чтобы хотя бы примерно понять, что с «Игрой на нервах» не так. Вроде, и сюжет есть, и герои, и история нормальная от начала до конца рассказана, и язык приемлемый, а вот хоть убей – засыпаю я на этой книге, желание переключиться на новости – игрушки или просто пойти чаю попить сильнее, чем читать дальше. Надо признать, что для LitRPG это очень нестандартная реакция моего организма.

Но сначала немного о сюжете. Итак, повторюсь, LitRPG, практически без реального мира. Магия и меч, ранний феодализм, мир, разделенный на четыре части, согласно предпочитаемой магии и божествам-покровителям – воздух, вода, огонь, земля. В заштатном городишке «племени воздуха» живет дурачок без соображения и памяти, которого в какой-то момент, потехи ради, убивает девушка-игрок, представительница «золотой молодежи». После гибели к дурачку начинает возвращаться память, ну и естественно он оказывается не просто дурачком, а… хм, вот не буду спойлерить, а то от книжки вообще ничего не останется.

Перед нами в принципе хорошая фентезийная история про судьбы мира, принуждение и свободу, верность и предательство… все прочие стандартные для жанра эпические и этические штампы тоже присутствуют. Что же не так, если все на месте? А вот все, кроме штампов, и не так. Начнем с того, что автор, что называется, не попал в жанр. Все ж таки LitRPG мы любим за легкую придурковатость героев, хватающих свой рояльный шанс и раздувающих из него какие-то глобальные истории. Тут герой предельно серьезен. С одной стороны понятно – в отличие от остальных он не играет, т.к. не помнит, что он игрок. С другой стороны – его не особо деятельный и достаточно мрачный взгляд на мир не добавляет повествованию шарма. Более того, вот эта вот мрачная серьезность она практически у всех героев книги, за исключением одного неумирающего убийцы и, пардон, лошади. Да и относительно крылатой лошади тоже можно поспорить.

Все герои книги находятся в состоянии сосредоточенного «жития своей жизни», и за счет этого они смотрятся совсем картонными. Причем такая вот «программность» заметна и у игроков, и у NPC – автор на уровне языка, логики, личных историй - не делает между ними разницы (только воскресают по разному), и это не идет на пользу ни тем, ни другим.

LitRPG чаще всего пишется о первого лица и нередко раздражает всеми этими «а потом я подумал, посмотрел, вспомнил…» и прочими детализированными описаниями мышления и быта. Тут третье лицо, причем еще и язык какой-то немного пафосный, будто бы размах был чуть ли не на «Властелина колец» еще одного. И были бы герои поэмоциональнее, может, и смотрелось бы это все органично, однако нет «подключения» - нет сочувствия – и внимание читателя остается удерживать только какими-то безумными поворотами сюжета. И хотя я не могу сказать, что сюжет тут хуже или скучнее, чем в других подобных книжках, отличный тут сюжет, однако его не хватает на то, чтобы «держать» читателя. И злобное зло не заставляет скрежетать зубами, и мрачное добро не приводит в восторг. Вот и получаются в итоге. Жаба и гадюка. С одной стороны трудятся зверушки, стараются, а с другой – ну вот зачем?

Еще один момент – довольно странно прописанный мир. Опять же LitRPG раздражают описаниями навыков и табличками характеристик. Однако правила мира так или иначе читателю выдаются довольно детально и можно самому прикидывать векторы развития и как-то более включенно смотреть на терзания героя «куда вложить единичку». Здесь все в этом контексте абсолютно скомкано, статы промелькнут два раза, герой скажет «ой, у меня повышенное ощущение боли, буду качать ловкость, чтобы уворачиваться» и больше на эту тему не задумается до конца книги. Странное решение для LitRPG.

Честно скажу, не готов сказать «рекомендую» или «не рекомендую». Тут та самая история, когда специфическая авторская стилистика могла лично мне «не зайти». Однако мне книжка показалась очень неплохой историей, которую не очень хорошо и не очень интересно рассказали. Моя оценка 6,5/10, не исключено, что любители классического фентези поставили бы и повыше.