Найти тему

Принятие решений и когнитивные искажения: путь через ловушки ума

Оглавление

Принятие решений является ключевым элементом повседневной жизни каждого человека. От выбора продуктов в магазине до стратегических решений на работе – каждое решение влияет на нашу жизнь. Однако процесс принятия решений часто осложнен когнитивными искажениями, которые искажают наше восприятие реальности и влияют на наше поведение.

1. Конфирмационное искажение

Это тенденция искать, интерпретировать и запоминать информацию таким образом, чтобы она подтверждала наши существующие представления или убеждения. Пример: Если вы убеждены, что ваш новый коллега ленив, вы можете замечать только те моменты, когда он отдыхает, игнорируя моменты активной работы.

2. Искажение якорения

При принятии решений люди часто зависят от первой полученной информации («якоря»), даже если она не релевантна. Пример: Если первая цена на товар была $100, а затем она упала до $80, вы считаете это хорошим предложением, даже если реальная стоимость товара всего $60.

3. Эффект самообмана

Это искажение проявляется в переоценке своих личных качеств и возможностей. Пример: Человек, который считает себя отличным водителем, может игнорировать свои ошибки на дороге.

4. Авиабилетный эффект (потерянные затраты)

Люди часто продолжают действие из-за вложенных ресурсов (времени, денег), даже если это нецелесообразно. Пример: После покупки дорогого билета на концерт, вы решаете пойти, даже когда заболели, потому что не хотите потерять потраченные деньги.

5. Эффект переоценки доступности

Мы оцениваем вероятность события на основе того, насколько легко нам приходят в голову примеры. Пример: После просмотра новостей о катастрофах, люди могут переоценить риски путешествия на авиатранспорте.

6. Эффект статус-кво

Люди имеют тенденцию придерживаться текущего состояния вещей, даже если изменения могут принести больше выгод. Пример: Вы продолжаете покупать один и тот же продукт, даже когда рядом появляется что-то новое и лучше.

7. Искажение оптимизма

Мы часто более оптимистичны относительно наших шансов на успех, чем статистика предполагает. Пример: Люди часто думают, что у них меньше шансов столкнуться с неприятными событиями, чем у других.

8. Заблуждение игрока

Это вера в то, что будущие вероятности могут быть влияны прошлыми событиями, несмотря на то что они не зависимы. Пример: Игрок в рулетку ставит на красное после серии черных, полагая, что «красное уже должно выпасть».

9. Заблуждение об иллюзии контроля

Мы часто переоцениваем степень контроля над событиями. Пример: Человек может чувствовать, что он "везучий" в лотерее и играть чаще, думая, что может повлиять на результат.

10. Эффект потвержденного ожидания

Когда ожидания человека влияют на его поведение таким образом, что он начинает воспринимать ситуацию в соответствии с этими ожиданиями. Пример: Учитель ожидает, что определенный ученик будет плохо учиться, и может, даже неосознанно, уделять ему меньше внимания, что, в свою очередь, может привести к ухудшению успеваемости ученика.