Вечером 27 октября израильские подразделения вошли в сектор Газа. Этому предшествовала небывалая по мощи бомбардировка, причём на Газу сбрасывали, помимо обычных боеприпасов, сверхмощные бомбы для разрушения тоннелей. Взрывы были такой силы, что здания дрожали в Ашкелоне, в 13 километрах от границы сектора. Работала и артиллерия, и РСЗО; обстрел вели и корабли израильских ВМС.
После бомбардировок в сектор вошли подразделения сухопутных сил. Многочисленные кадры израильской бронетехники, продвигающейся в Газу, заполнили интернет. С моря в Газе высадилась морская пехота. При этом пресс-секретарь ЦАХАЛ, контр-адмирал Даниэль Хагари, охарактеризовал происходящее несколько странно: он говорил о «расширении сухопутных маневров» армии. Однако это не был локальный рейд, подобный предпринимавшимся израильтянами в последние дни: по крайней мере некоторые подразделения ЦАХАЛ не вернулись в Израиль, а остались в приграничных районах сектора. Отключение мобильной связи в Газе также свидетельствует о том, что сухопутная операция началась. Почему представитель ЦАХАЛ не сказал об этом прямо – неизвестно: возможно, чтобы не раздражать пропалестински настроенных и колеблющихся мировых политиков. Они говорят о недопустимости наземного вторжения – вот Израиль и не говорит прямо, что оно началось.
ЦАХАЛ действительно не бросил в Газу сразу все силы, стоящие на границе с сектором, и не начал наступление вглубь анклава, как это ожидали многие. Граница была пересечена на севере сектора, и там израильтяне углубились на несколько километров, разрушая строения и, по-видимому, уничтожая тоннели ХАМАСа, представляющие наибольшую угрозу в этой войне.
Судя по всему, ЦАХАЛ избрал т.н. «тактику салями», когда вражеская территория нарезается кусками: сначала штурмуется и зачищается один район, затем – передышка, и войска берутся за другой.
Почему избрана такая тактика (если действительно избрана именно она, что не факт, т.к. израильтяне очень скупо рассказывают о подробностях своих действий) – понятно. ХАМАС рассредоточил свои подразделения среди жилых кварталов: его огневые позиции располагаются во дворах, в домах, в школах и больницах. Главный штаб ХАМАС базируется в подземных сооружениях под крупнейшей в секторе больницей Аль-Шифа в районе Северный Рималь города Газа. Эта больница, построенная в 1920-е гг. англичанами, во время оккупации была превращена в огромный медицинский центр, который должен был символизировать бескорыстную помощь Израиля палестинцам. Однако с 2006 г., когда ХАМАС захватил сектор, больница используется не только для лечения: Amnesty International сообщала, что ХАМАС использовал её для пыток и убийств своих противников. Только персонал больницы насчитывает 4 тысячи человек, а всего там укрывается 60 тысяч раненых, больных и беженцев.
Надо сказать, что использование гражданских объектов, в первую очередь больниц, школ и детских садов – фирменный стиль палестинских организаций: они знают, что израильтяне не будут их бомбить, обстреливать и штурмовать. Поэтому эти учреждения использовались ещё отрядами ООП как опорные пункты во время гражданской войны в Ливане и Первой ливанской войны.
Израильтяне, прекрасно зная, что на самом деле представляет собой Аль-Шифа, не могут её разбомбить или расстрелять из орудий. Поэтому придётся либо её окружать и зачищать, либо пробираться к подземным сооружениям из соседних зданий. А ведь более мелких укреплений, созданных по такому же принципу (например, наверху – школа, а под ней – склад ракет и помещения для боевиков) в Газе сотни. Отсюда и «тактика салями» - медленное продвижение.
Конечно, ХАМАС весь день говорил, как он «героически» отражает израильтян, и как он уничтожает вражеских солдат толпами и дивизиями – танки. Но на эти заявления можно не обращать внимания: ХАМАС и в 2021-м, и в 2014-м «уничтожал» израильских солдат миллионами, а «Меркавы» тысячами.
Операция с стиле «салями» хороша тем, что противник надёжно уничтожается при минимальных собственных потерях. И плоха тем, что это долгая история: вместо одного мощного удара, позволяющего закончить войну за несколько дней – серия локальных наступлений, и война, затягивающаяся на несколько недель. Потому, что больше нескольких недель войны Израиль выдержать не может: не выдержит его экономика. Страна и так мобилизована уже три недели…
…По поводу страданий гражданских палестинцев надо иметь в виду следующее. Это ХАМАС спровоцировал Израиль на военные удары, это ХАМАС прикрывается гражданскими в качестве живого щита, это ХАМАС не даёт им покидать северные районы Газы, подвергающиеся израильским ударам. Страдания и гибель мирных палестинцев – ужасная трагедия, и их кровь падёт на головы тех, кто подставил их под огонь. Т.е. на ХАМАС.
И ещё одно. В израильских больницах и сегодня лечатся больные палестинцы из Газы, в т.ч. дети. Хотя за их лечение сейчас никто не платит, им продолжают оказывать всю необходимую помощь. Более того: израильские врачи лечат даже пленных террористов, убивавших детей в приграничных кибуцах 7 октября. А единственные израильтяне, находящиеся в Газе – это захваченные в тот день заложники. В этом отличие в отношении Израиля и ХАМАСа к гражданским лицам.