На улице Рубинштейна, ставшей в последние годы широко известной и за пределами Петербурга, есть интересный дом. Интересный он не красотой фасада или необычной архитектурой - он интересен своей задумкой!
Внешне он тоже выделяется - но как раз своей простотой, лаконичностью и выбивается визуально из окружения величественных доходных домов.
Этот дом был построен в 1929-1931 годах, и должен был олицетворять светлое будущее, новый быт гражданина советской страны: без излишеств, даже скромный - и организованный по принципу коммуны! Даже сейчас на карте он отмечен как "дом-коммуна".
В дом заселили молодых литераторов как максимально продвинутых и готовых к новой жизни (сейчас, думаю, сказали бы - блогеров)
В квартирах не было предусмотрено ни кухни, ни ванной-туалета - всё общее на этаже. Даже маленькой прихожей не было - раздеваться надо было при входе в дом, а не квартиру. В комнате было место лишь для пары кроватей и шкафа или комода (обратите внимание - или!)
Предполагалось, что в собственные стены гражданин будет приходить только спать. На первом этаже была столовая на 200 человек и общий кухонный блок , библиотека-читальня и детские комнаты. Тут могли играть и дети, и отдыхать жильцы дома.
Дом спроектирован в стиле конструктивизма и состоит из 52 квартир.
На одной стороне у него пять этажей, на другой – шесть, а крыша – двойная: скатная часть шестого этажа переходит в плоскую пятого. Эта площадке, по задумке авторов проекта, была предназначена для прогулок, катания на велосипеде, а в солнечные дни и загорания.
В первые месяцы жильцам даже готовить не надо было: они сдавали свои талоны на питание, и им коммуна обеспечивала трехразовое питание.
Потом стали готовить сами - да и вообще, после первого года проживания все жильцы, даже максимально коммунистически настроенные, выявили недостатки такого проживания. Это и теснота, и шикарная акустика (читай-слышимость), стали появляться дети - стало нужно больше тишины и личного пространства.
Буквально сразу горожане (да и сами жители подхватили впоследствии) прозвали этот дом "Слезой социализма", а жителей - "слезинцами".
Знаменитая поэтесса Ольга Берггольц, которая прожила в этом доме с момента постройки и всю блокаду, тоже его не любила: не раз подвергала его критике, называя «самым нелепым домом в Ленинграде».
В 60х годах дом всё-таки перестроили, сделав перепланировку и добавив в каждую квартиру небольшую кухню и свой санузел.
Говорят, сейчас там живут потомки тех литераторов, что иногда квартиры попадают в продажу и стоят немало - на момент написания статьи я в продаже там квартир не увидела.