Найти тему
Сергей Е.ДИНОВ

НАДЕЖДА

Сценарист Надежда Кожушаная
Сценарист Надежда Кожушаная

Октябрь месяц оказался богат на удивительные совпадения. Особенно, связанные с коллегами-кинематографистами.

Дня три назад в эфире телеканала «Культура» демонстрировали документальный фильм о сценаристе Наде Кожушаной.

Справа, под локтем на моем компьютерном столе уже долгое время лежит сборник в малиновой обложке КИНОСЦЕНАРИИ №5, 1991 года, с ее сценарием «Женщина номер два». Но об этом чуть позже.

Подобные док.фильмы «с говорящими головами» я отношу не к документальному кино, а к документально-публицистическому. Такие фильмы легче и проще снимать. Сам убедился. Несколько интервью, архивные материалы на тему, фотографии и - в монтаж, или озвучку, если необходимо. С документальным фильмом надо прожить некоторое время с главным героем фильма, узнать его ближе, сострадать. Трудно, накладно, нынче совсем невыгодно. Потому – по-быстрому, док.нарезка с «головами» и какими-никакими найденными материалами. Какими?.. Да никакими.

О Наде Кожушаной очень мало прижизненных материалов. С ней надо было снимать интервью при жизни, даже не интервью, - беседы. Мудрый, неординарный был человек.

С Надеждой были знакомы сначала заочно, затем нагрянули к ней в гости с моим другом, известным актером А.А-вым. Надежда жила недалеко от меня, минут пятнадцать на машине. Они с мужем недавно откупили последнюю комнатку бывшей коммуналки. Надежда с гордостью показала свой отдельный кабинет, где «величественно» стояла пишущая машинка с заправленным белым листом бумаги.

Нереально было заполучить столь неординарного сценариста не только в соавторы, но и в педагоги. Надя только добродушно посмеялась над нами, когда попросили взять над нами творческое шефство. И от сотрудничества вежливо отказалась. Ну, как вежливо? Шутливо послала нас… подальше!

- Просто заезжайте иногда в гости, - предложила она. – Без повода.

Следующий визит отменили. Надежда попала в больницу и умерла. Неоднозначная смерть.

На похороны я не пошел. Пусть она для меня остается живой.

По ее непростой жизни стоило снять всего лишь один фильм по ее сценарию «Зеркало для героя», чтобы надолго остаться в памяти для многих. Зрители знают актеров, режиссеров, продюсеров. Мало кто знает сценаристов, первичных родителей фильма.

Надежда посмеялась над моей шуткой, когда спросил:

- Если актер у нас медиа-лицо, кто сценарист?

- Кандальник? – спросила она. – Узник в подвале?

- Облегченный вариант, - дошутил я. – Сценарист у нас медиа-зад!

Замечательная, странная у нее была улыбка и неожиданный смех.

Примечательный ум и неординарное мышление. Для меня она в сценарном искусстве «Женщина номер один»!

Она была точна в передаче на бумагу своих мыслей, чувств, страстей.

После выхода в 1991 году на экраны фильма «Нога», Надежда говорила:

«Когда вижу на улицах воинов-афганцев, поющих песни об Афганистане, — я ухожу.

Я — женщина. У меня мало нервов.

Человек, который снимает Афганистан как войну — с битвами и выстрелами!!! — или идиот, или дешевка. Может быть, он не знает материала. Может быть, у него просто нет детей. Такое тоже может быть».

Узнав, что вместе с Евгением Сокуровым, режиссером, полковником спецназа в отставке, я пытаюсь написать сценарий о штурме дворца Тадж-бек, Надежда сказала просто:

- Не надо.

Попытался рассказать, как мы встречались с участниками уникальной боевой операции, бывшими бойцами и командирами «Альфы» и «Вымпела».

- Не берись. Не потянешь. Получится… - и повторила жестко, - дешевка.

Послушал. Отвалился от проекта. Один оборотистый писака по нашему расширенному синопсису написал роман «Победитель», ни с кем из участников штурма не встречаясь, не беседуя, и даже получил престижную литературную премию. Евгений его простил. А я – нет! Не люблю заимствователей.

Про совпадения. Перед эфиром на телеканале «Культура» с фильмом о жизни Н.Кожушаной, позвонили коллеги.

- Ты же знал Кожушаную? – спросили.

- Знал. Совсем немного.

- Да это и не важно, - продолжил один из них. – Можешь написать расширенную заявку по ее сюжету?

- По какому?

- У нее сценарий публиковали в сборнике, «Женщина номер два».

- У меня есть этот сборник.

- Тем более, хотели переслать тебе ксероксы сценария. Сможешь написать расширенную заявку?

- Зачем надо писать заявку по ее сюжету? Сам сценарий готов к работе, хотя и печатался в литературном виде.

- Мы задумали снять сериал.

- Вы купили права на сценарий?

- Зачем? – был ответ. – Просто напиши заявку страницы на три и коротенько распиши на восемь серий по три строчки.

- У Нади остался муж и дочь. Сначала переговорите с ними.

- Я ж тебе говорил, не звони ты этому чистоплюю! – послышался приглушенный, хрипловатый голос достаточно известного кинопродюсера (как выяснилось позже!) на другом конце линии.

- Так вот вы, грязноплюи, сначала выкупите права у родственников, потом поговорим! – разозлился я. И нажал на мобильнике «отбой».

Такие времена и нравы. Тырят, пустоголовые. Тырят даже изданное. Заимствуют сюжеты, идеи, разговоры на тему...

Надежда в своем литературном искусстве надолго останется непревзойденной. Особенно в нынешнем потоке примитивной, высокобюджетной кино- и телехалтуры.

«Говорят, что мужчина создан для войн.

Думаю, что это — неправда.

Мужчина нежнее женщины.

Потому что мужчина — не рожает.

Рожает женщина.

Ничего бесстыднее и жесточе родов на этом свете еще не придумано.

На том — не знаю.

Посмотрим…»

Поставлю многоточие, а не точку после сказанного Надеждой Кожушаной.

Будем помнить!..

#надежда #кожушанаянадя #сценаристы #судьбасценариста #рассказыокино #кожушаная #судьбавкино