Умирая, император Александр III, завещал старшему сыну Николаю через 5 лет передать трон Михаилу, когда тому исполнится 21 год, то есть в 1899 году. В ту ужасную ночь у гроба мужа императрица Мария Фёдоровна заявила всем присутствующим, что её сын Николай не способен править Россией, что это тряпичная кукла, слабая и умом, и духом, она не стала присягать своему старшему сыну.
А Николай оправдывался, что отец просил его царствовать хотя бы 5 лет, однако через пять лет он не исполнил волю отца и узурпировал трон, ведя Россию в кровавую бездну двух проигранных войн и двух революций.
А наигравшись властью, загнанный в угол, ненавидимый народом и своими родственниками вдруг вспомнил о Михаиле и решил передать ему трон.
Великий князь Михаил Александрович родился 4 декабря 1878 и был младшим сыном после Николая (1868), Александра (1869, умер в 11 месяцев) и Георгия (1871).
Георгий умер до вступления на престол Николая, в 1899 году, поэтому наследником цесаревичем с 1894 года считался Михаил.
В этот период Михаил оказался меж двух огней. С одной стороны, члены императорской фамилии и представители знати, считавшие, что Николай бездарный император, и желавшие видеть Михаила на престоле. С другой стороны, императрица Александра Фёдоровна (Алиса Гессен-Дармштадская ), прозванная в народе гессенской мухой, смотрела на Михаила волком и видела в нём заговорщика, особенно после того как ему исполнился 21 год Николай должен был исполнить обещание данное отцу – передать трон Михаилу. Однако Николай игнорировал данное у смертного одра обещание отцу, а Алиса просто сходила с ума оттого, что не может родить наследника, обращаясь ко всем известным экстрасенсам.
Самому Михаилу всё это не нравилось, и он вздохнул с облегчением, когда у царственной четы в 1904 году наконец-то появился наследник-цесаревич Алексей, правда брат потом определил его в регенты малолетнего цесаревича, на случай своей кончины. Алиса Гессенская успокоилась.
Страстный роман
Михаил получил возможность жить своей собственной жизнью, он страстно влюбился в Наталью Вульферт, дочь московского присяжного поверенного Сергея Шереметевского, замужнюю даму.
Наталья была замужем уже второй раз, первый раз она вышла замуж в 16 лет за музыканта Сергея Мамонтова, племянника Саввы Мамонтова, родила дочь, разочаровалась в супруге и добилась развода.
Вторым мужем Натальи стал поручик Владимир Вульферт, служивший в Лейб-гвардии Кирасирском полку, которым командовал великий князь Михаил.
Узнав о романе жены с великим князем, поручик предоставил жене развод, а Михаил начал уговаривать брата дать ему разрешение на брак.
Вся императорская семья была шокирована этим известием, как мог великий князь жениться на дважды разведённой женщине.
Изгнание
Император согласился закрыть глаза на эти отношения при условии, что Михаил не будет заключать официальный брак с Натальей и Михаил согласился.
Однако, когда у Михаила и Натальи в 1910 году родился сын Георгий, Михаил нарушил данное брату обещание и в 1912 году обвенчался с Натальей в сербской православной церкви в Вене.
Узнав об этом, Николай II лишил Михаила всех чинов, званий и постов, а также запретил ему въезд в Россию. Матери он написал о поступке брата: «Между мной и им сейчас всё кончено, потому что он нарушил своё слово. Сколько раз он сам мне говорил, не я его просил, а он сам давал слово, что на ней не женится. И я ему безгранично верил»!
Странно, что он при этом забыл о своём обещании данном отцу, передать престол Михаилу в 1899 году, такая короткая память.
Прощение
Когда началась Первая мировая война, Михаил написал Николаю, что хочет вернуться в Россию и сражаться на фронте. Так он возглавил «Дикую дивизию», состоявшую из добровольцев с Кавказа, которая храбро сражалась на фронте, и сам Михаил показывал своим примером чудеса героизма.
Осенью 1915 года Николай II признал брак Михаила и пожаловал его супруге титул графини Брасовой, их сын Георгий был признан племянником императора без права на престол.
Михаил опять оказался в центре заговора элит, поскольку императорская семья, генералитет, да и всё государственное руководство было возмущено бездарной политикой императора и откровенно ненавидело императрицу. И хотя Михаил пытался примирить стороны конфликта, костёр Февральской революции уже разгорался.
Когда Михаил узнал, что брат отрёкся в его пользу, для него это стало неожиданностью. Он видел, что правление его брата привело к тому, что народ ненавидел Романовых и понимал, что это распространяется и на него.
Ему было важно видеть, что люди готовы принять его как императора, но ему напротив говорили, что его положение будет шатким, поэтому он решил вынести вопрос о принятии власти на Учредительное собрание и написал 3 марта 1917 года:
«Одушевленный единою со всем народом мыслию, что выше всего благо Родины нашей, принял я твёрдое решение в том лишь случае восприять Верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном Собрании, установить образ правления и новые основные законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».
Таким образом Михаил формально не отказывался от престола, он переложил решение этого вопроса на Учредительное собрание, вот только вопрос, а могло ли государство дожить до этого самого собрания.
Старший братец, бывший император Николай, отреагировал на это решение Михаила весьма своеобразно, написав в своём дневнике: «Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость!»
После принятия решения, Михаил уехал с семьёй в Гатчину и в политику не вмешивался, обращался несколько раз к Временному правительству с просьбой выехать за границу, но получал отказ.
После Октябрьского переворота советское правительство разрешило ему проживание на правах свободного гражданина.
В марте 1918 года при возникшей угрозе наступления немцев на Петроград, его арестовали и выслали в Пермь, где он провёл последние месяцы своей жизни.
На две недели, в начале мая к нему приезжала жена, графиня Брасова. Режим ссылки был мягкий, Михаил ни на что не жаловался.
Его смерть вызывает много вопросов, никакого решения о казни не принималось. В ночь с 12 на 13 июня 1918 года великий князь вместе со своим секретарем Николаем Джонсоном по подложным документам были вывезены из гостиницы группой сотрудников ЧК и милиции города Перми в лес и расстреляны. Михаилу было 40 лет, могила его не известна.
Никакого формального решения о казни не принималось, подтверждения, что команда о расправе последовала из центра нет.
Наталье с сыном удалось выехать за границу. Великий князь Кирилл Владимирович, двоюродный брат Николая, провозгласивший себя императором, присвоил Георгию Брасову и его матери в 1928 году княжеские титулы, а императрица Мария Фёдоровна завещала треть своего состояния.
Георгий погиб в возрасте 20 лет в автомобильной катастрофе, его мать Наталья Брасова умерла в Париже в 1952 году, ей исполнилось 72 года.
О правлении Николая II можно прочитать в статье
Поражения, революции и кровавое наследие бездарного императора Николая II. Часть 1 здесь
Часть 2 здесь