Как часто вы встречаете на площадке взрослых, которые говорят своему ребенку:
«Это чужое, не трогай!»
И тут же когда другой малыш пытается забрать его игрушку, взрослый возмущенно восклицает:
«Дай ему машинку, ты что жадина?! Бери, бери, мальчик, я разрешаю»
С этими словами взрослый отдает незнакомому ребенку не только игрушку, но и разрывающееся сердечко своего ребенка.
Какой посыл получает малыш в такой ситуации?
▫Твои чувства не важны!
▫️Ты не имеешь права голоса!
▫️Тебе ничего нельзя, а другим можно! Они лучше тебя.
▫️Ты не важен для этого мира!
Какая это непосильная ноша для такого крохотного существа!
Мы привыкли жить в мире, где ценность большинства вещей определяется их стоимостью. Поэтому малыш должен делиться со всеми лопатками, ведерками, машинками, но когда он чуть подрастет и захочет подарить лучшему другу свой велосипед, он услышит гневную тираду родителей о том, что он неблагодарный сын или дочь.
Но как же ему понять в чем разница?
А вы только попробуйте представить себя на месте ребенка.
Если к вам на площадке подойдёт незнакомая женщина и попросит отдать ей телефон или ключи от машины, неужели ваша первая мысль будет «надо делиться» ?
До трех лет малыш воспринимает игрушку, как продолжение руки, а соответственно как часть себя. Представляете, что он чувствует, когда у него требуют отдать это?
Каждую ситуацию можно спокойно проговорить с малышом, не нарушая его границ:
«Девочка хочет поиграть с твоей куклой, она потом ее обязательно отдаст. Можешь ей дать ненадолго?
Можно взамен попросить ее самокат»
Обмен – одна из первых форм общения, которыми овладевают малыши.
Самая безопасная.
Дальше уже могут быть совместные игры и безвозмездная отдача.
В любом случае, важно подкрепить чувство уверенности и спокойствия ребенка тем фактом, что вещь продолжает принадлежать ему и никто не собирается забирать ее навсегда.
А так же поддержать его значимость, предлагая ему принять решение отдавать или нет.
А как вы поступаете в подобных ситуациях?