Все люди наделены талантами. У кого-то больше, у кого меньше. У некоторых он сразу проявляется, а другие томятся годами, не в силах распознать свои самые одарённые стороны. И есть люди, как бы неприкаянные, которые несут в себе свой дар, как драгоценный сосуд, боясь его расплескать. Поэтому молчат, много не говорят, никак не могут свыкнуться со своим обретением и даже не знают, что с ним делать. Тыкаются, как слепые котята, в поисках реализации своих способностей, наделённых свыше, неумело получается, и этим вызывают невольную усмешку у других, менее озабоченных людей.
Кинофильм "Серафина из Санлиса"(2008 г.), Франция, Бельгия, рассказывает о такой сложной, и в то же время потрясающей судьбе художницы из небольшого французского городка Санлис (недалеко от Парижа). Одинокая 42-летняя ( по тем временам, почти старуха) женщина, без родных и близких (это 1912 год), работает подёнщицей и тайно от всех по ночам пишет свои картины, которые никто из горожан не понимает. Краски Серафина изобретает сама, то есть , пишет тем, что добудет. Красная - это кровь животных, зелёная - измельчает траву, для жёлтого цвета толчёт лепестки цветов.
На картинках своих изображает мир цветов и растений, которые вызывают у неё восхищение, составляет из них затейливые композиции, понятные ей одной.
В городок, чтобы немного отдохнуть от столичной жизни, приезжает искусствовед и коллекционер, германец Вильгейм Удэ, и снимает жильё в том доме, где работала служанкой Серафина. Фильм неспешный, с панорамными видами очень красивой природы, где наша героиня ходит с работы домой с корзиной, наполненной всякими травами, сосудами с церковным маслом и всяким нужным ей материалом.
Вильгейм Удэ вначале обратил внимание на одну из картинок в хозяйском доме, где хотели поближе рассмотреть творение Серафины. Затем напросился в гости к самой художнице, чтобы больше увидеть её работ. Он сразу оценил потенциал таланта служанки и предложил почаще писать, чтобы вырасти до настоящего художника с большой коллекцией работ. Стал ей подсказывать, в каком направлении двигаться, какие краски и холсты брать для работы и готовиться к выставкам. Но тут началась война 1914 года.
Как иностранец, немецкий гражданин Вильгейм Удэ вынужден был покинуть Францию, и когда вернулся уже в 1927 г. , то думал, что Серафины уже в живых нет, но ошибся. Художница хоть и немного состарилась, но продолжала упорно писать свои картины в том же духе, чем немало удивила коллекционера. Он предложил ей сотрудничество.
Наивное искусство было востребовано в конце 20-х годов прошлого века, его охотно покупали, и Удэ удалось продать несколько работ художницы за хорошие деньги. Затем пошли заказы, и покровитель Серафины предложил ей оставить свою работу служанки и заняться полностью творчеством. Здесь жизнь женщины немного наладилась, она воспряла духом и стала строить планы на будущее. У неё появились свои дамские желания - купить большой дом, помогать бедным. И для этого она стала очень много работать - писать картины. Так, что ей советовали отдыхать и не перерабатываться. Потому что потом грянул мировой кризис, банки закрывались, спонсоры банкротились, развитие искусства застопорилось. Картины перестали продаваться.
Из-за нервного срыва Серафина Луи из Санлиса попала в дом для душевно больных , где она провела почти 10 лет. Всё это время Вильгейм Удэ продолжал заботиться о ней. Возил её работы по выставкам, иногда продавал что-то, и это давало возможность немного восстановить психику Серафины. Картины она в больнице больше не писала. Утверждала, что её талант сгорел в ночи. Умерла она в возрасте 72 лет в 1942 году. А творчество этой художницы продолжило шагать по планете. Её имя так и звучало - Серафина из Санлиса.