Лиза сидела за столом в комнате, делала уроки. Мама была на кухне, брякала посуда. Папа должен был прийти с работы. Воздух на кухне даже потрескивал от маминого раздражения, Лиза боялась туда зайти – у мамы опять было плохое настроение.
Отец пришел, разделся, долго мылся в ванной. Потом прошел на кухню, но тут Евгения (мама) поинтересовалась:
- Ты опять задержался.
- Женечка, я опоздал на 20 минут. Автобус задержался.
- Нет, это ты нарочно задержался, мне назло, чтобы я понервничала.
- Ты вчера тоже пришла позднее, после второй смены, я же ничего не сказал.
- Потому что тебе все равно, где я, и с кем я.
- Не поэтому, просто я понимаю, что может позднее прийти транспорт.
- Неправда!
Дома начинался скандал. Лиза знала, чем он закончится. Ее уложат спать на кухне, а сами будут еще ругаться, а потом кричать в комнате. А утром всё будет тихо и мирно, все радостно пойдут по своим делам. Лиза в первый класс, мама и папа на работу.
На выходных у Лизы был праздник – ее забирала бабушка. Она гуляла с Лизой, занималась. Бабушка бы и на неделе ее брала, но мама была против:
- Нечего там так часто делать. Мои же родители Лизку не берут. Будет бабку Тому любить больше.
- Но твои родители живут за две тысячи километров. А моя мама рядом,- возражал папа.
Лиза на выходных была молчалива, в пятницу опять спала на кухне. Диванчик становился маловат, и ей было неудобно. Бабушка поинтересовалась:
- Что ты такая грустная? Случилось что-то?
- Все хорошо, бабушка. Просто не выспалась.
- Легла поздно?
- Нет, на кухне спала, мама с папой опять ругались, а потом в комнате кричали. Закрылись, а меня опять на кухню положили спать. Диванчик маленький, неудобно так. Вот и не выспалась.
Лиза не поняла, почему покраснела бабушка, а потом, оставив ее одну дома, куда-то ушла.
Позднее она узнала, что бабушка ходила к родителям:
- Вы совсем с ума сошли. Ребенок все видит и слышит. Да, еще не все понимает. Но это ненадолго. И спать ей на кухне из-за ваших разборок и примирений не нужно. Сами миритесь на кухне. Она растет, диван маленький.
- А что делать? – растерялись родители. Они даже не думали о том, что дочь растет, в их понимании Лиза была все еще чуть не младенцем, ничего не понимающим.
- Пусть на неделе живет у меня, все же две комнаты.
- А может, поменяемся,- быстро предложила Евгения.
- У вас жилье служебное. Поменяемся, вас отсюда выселят, и будем все в моей квартире ютиться.
Лиза стала жить и расти у бабушки. Тихо, спокойно. К родителям забегала в гости, те сами заходили. Но и им нравилось одним жить, а Лизе было хорошо с бабушкой.
Лиза было 17 лет, когда отца внезапно не стало. Служебную квартиру давали ему, и Евгению попросили освободить жилье.
Та рыдала:
- Куда я пойду. Если уеду, то и дочку заберу, увезу.
Бабушка этого допустить не могла. Как это ее Лизоньку увезут, разлучат с внучкой. Она еще пару лет назад зарегистрировала Евгению у себя. Уже как собственник квартиры (приватизировала бабушка квартиру на себя). После того как отца не стало - разрешила жить. Жить с Евгенией было невозможно. Скандальная, хамоватая, она поставила свой холодильник, питались отдельно. На бабушку могла накричать, и даже толкнуть.
Лизы в эти моменты рядом не было – училась в другом городе. Но когда возвращалась, достойно отвечала маме, в обиду бабушку не давала.
Прошло 4 года, Лизе осталось защитить диплом. И тут бабушки не стало. Лиза унаследовала квартиру по праву представления. Так как отец был единственным сыном, Лиза – единственной внучкой, дочкой отца, то вместо него она и унаследовала квартиру.
Она вернулась домой, в одной комнате жила сама, в другой мать. Между собой они не общались. Мать попивала, ходила на работу. Иногда скандалила с Лизой:
- Чего вырядилась? Такую страшилку ничего не исправит, да кому ты нужна. Вот я в твоем возрасте красавицей была.
- Что же ты, красавица, теперь одна? Никому не нужная? Иди к кавалерам. А то пристроилась тут.
Евгения начинала скандалить, Лиза уходила в свою комнату, демонстративно закрыв дверь. Мать могла стучать, кричать под дверью. Лиза только надевала беруши или наушники, и не слушала. Иногда в дверь звонили соседи, ругались на шум. и мать удалялась в подъезд, всласть поругаться.
Спустя три года Лиза влюбилась. Сначала с Андреем жили у Лизы. Но через месяц он заявил:
- Или снимаем квартиру, или расходимся. Я у тебя жить не буду.
- Да что случилось-то?
- Твоя мать, как ты ушла утром на работу, явилась ко мне в комнату, скинула халат, а она там без одежды. Я от нее в ванной закрылся, как туда прошмыгнул7 Сам не знаю. Она постучалась, да ушла. Я мигом оделся, и деру из дома.
Лиза такого не ожидала. С мамой поскандалила, и ушла жить на съемную квартиру. Прожила с ним почти два года. Она искренне считала его своим мужем, а однажды услышала его разговор с приятелем:
-Я- то? Нет, я не женат и не собираюсь. Лиза? Мне просто с ней удобно. Хату пополам платим, продукты покупает. Да и подруга всегда под боком, и без лишних трат. Вдвоем жить дешевле. Опять же горячие ужины. И так…
У Лизы потекли слезы. Она тут же собрала вещи и вернулась домой.
- Что, выкинул? Да кому ты нужна? – начала свою песню мать.
Но Лиза, не дослушав, рванула в ванну. Ей было так плохо. Ушла она от Андрея не одна, оказалась беременной.
- Ну и выращу сама,- решила она. – Или нет?
Евгения сразу подняла крик:
- Иди в больницу, избавляйся. Мне и тебя-то не надо было, да еще в квартире ребенок бегать будет.
Лиза сходила к врачу:
- Решать Вам. Срок уже не малый – 11 недель. Риск бесплодия есть. У Вас тем более. Сами знаете свои заболевания.
Лиза решила рожать. В свое время на свет появилась дочка – толстощекая Иришка. Лиза в ней души не чаяла.
Евгения с внучкой не помогала, игнорировала. Однажды Лиза увидела, как мать толкнула двухлетнюю малышку.
- Ты что делаешь?
- Нечего бегать по коридору, когда я иду.
- Значит, ходить здесь не будешь.
Лиза написала заявление в суд:
- Прошу прекратить право пользования квартиры и снять с регистрационного учета Евгению. Она зарегистрирована была как жена моего отца, как член семьи. Зарегистрировала еще бабушка. Отца уже нет в живых, бабушки тоже. квартиру унаследовала я. Живем как соседи, общего хозяйства не ведем, общего бюджета нет. Не общаемся, отношения очень плохие. В одной комнате живу я с дочкой, в другой она. И да, все коммунальные услуги тоже оплачиваю я, мать не платит ни за что.
Мать получала повестки, но в суд не пришла, на звонки не отвечала. И суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Лиза привела соседку в свидетели:
- Ой, вообще никак не общаются, у Лизы с матерью плохие отношения. Даже питаются раздельно. Да Евгения такая… сложная. Почти ни с кем не общается, не здоровается.
Суд рассмотрел все материалы дела, выслушал свидетеля и решил исковые требовании удовлетворить, с учетом того, что у Евгении нет иного жилого помещения для проживания:
Исковые требования о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении – удовлетворить.
Сохранить за Евгенией право пользования жилым помещением… сроком на один год со дня вступления решения в законную силу, после истечения указанного срока, признать прекратившей право пользования жилым помещением, и выселить ее из указанного помещения.
Решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства после истечения установленного срока сохранения за права пользования жилым помещением.
Лиза была довольна. А вот Евгения кричала:
- Родную мать выселяешь.
- Была бы у тебя возможность, ты и меня, и внучку бы на улицу выселила. А так – иди сама. Срок для поиска жилья у тебя есть.
*имена вымышлены.
Рассказ основан на Решении Останкинского районного суда города Москвы от 28.06.2018 по делу № 2-1966/2018 (ссылка на дело)
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.