В ночь на 24 октября самолет Shenyang J-11 ВВС Китая перехватил Boeing B-52H ВВС США в международном воздушном пространстве над Южно-Китайским морем.
Фото: Министерство обороны США
По данным ВВС США, он приблизился к Стратокрепости на "слишком высокой, неконтролируемой скорости". На видео, снятом с помощью модуля наведения B-52, видно, как китайский истребитель с полностью выпущенными воздушными тормозами находится в непосредственной близости от американского бомбардировщика.
По некоторым данным J-11 пролетел всего в трех метрах от бомбардировщика.
«Мы обеспокоены тем, что этот пилот не осознавал, насколько близок он был к тому, чтобы вызвать столкновение»,
— заявило Индо-Тихоокеанское командование армии США. В официальном заявлении такой подход назван «угрожающим безопасности и непрофессиональным».
Этот инцидент отнюдь не является чем-то из ряда вон выходящим. Подобные случаи имели место и раньше. С осени 2021 года Минобороны США зафиксировало более 180 опасных сближений. Однако все эти случаи происходили днем и, в основном, затрагивали морские патрульные самолеты, такие как P-3 Orion и P-8 Poseidon. После рискованного маневра по перехвату бомбардировщика ночью, похоже, был достигнут новый уровень эскалации.
К счастью, после инцидента над Хайнанем в 2001 году, когда Lockheed EP-3 ВМС США пришлось совершить вынужденную посадку в Китае после столкновения с Shenyang J-8II, аварий больше не происходило. Однако из-за возросшей жесткости китайских летчиков США опасаются ухудшения ситуации. Авария же может иметь серьезные политические последствия.
Но Китай также недоволен присутствием США в Южно-Китайском море. Китайское руководство особенно возмущено нахождением там авианосца USS Ronald Reagan, который называют «нарушителем спокойствия». Отсюда и возросшая бескомпромиссность китайцев в пресечении действий американских военных. Последним же остается только громко возмущаться и жаловаться на "непрофессионализм" оппонентов.