Найти в Дзене

Княжество Феодоро в Крыму.

Утёсы княжества Феодора. Район Ялтинская яйла
Утёсы княжества Феодора. Район Ялтинская яйла

Княжество Феодоро располагалось в Юго-Западном Крыму.

Южной его границей до 1365 г. служило черноморское побережье от Чембало (Балаклава) до крепости Алустон (Алушта), за исключением Ялиты (Ялты) — домена византийских императоров.

Северная граница княжества проходила с запада на восток по берегу р. Бельбек (гора Бойко) от места её впадения в Чёрное море до верховьев р. Качи, и доходила до горного массива Демерджи с дозорной крепостью Фуна в самой восточной точке.

Самой западной точкой княжества была крепость Каламита (Инкерман) с портом Авлита, расположенная в устье р. Чёрной при её впадении в Севастопольскую бухту.

Со второй половины XIV в. южная граница княжества была отодвинута генуэзцами к северу до р. Чёрной.

Княжество было разделено на 11 административных округов и включало собственно домен (владения князя) Феодоро: Бельбекскую, Байдарскую и Варнутскую долины, Чембало, и земли вассалов владетеля Мангупа, которые в генуэзких источниках называются баронами (лат. barones): Эски-Кермен, Черкес-Кермен, Луста (Алушта), Каламита и крепость Фуна с прилегающей областью Кинсанус.

В 1427 году в устье реки Чёрной, на месте давно разрушенной византийской крепости, князем Алексеем I была построена новая крепость Каламита (Инкерман). Крепость имела шесть башен и ров, выдолбленный прямо в скале и защищала собственный морской порт — Авлиту.

Живописный горный массив Бойко, пологие южные склоны которого смотрят в сторону Большого Каньона, издавна привлекает внимание не только археологов. Но в то же время, это загадочное место до сих пор остается малоисследованным, храня в своем каменном сердце тайны далекой древности.

Гора Бойка (Крым, РФ)
Гора Бойка (Крым, РФ)

Известный краевед и археолог О.И. Домбровский, в 60-х годах проводивший на Бойке археологическую разведку, определил, что на плато располагалось шесть поселений, просуществовавших с IX по XV вв. Обнаруженный им храм Спасителя, находящийся между Бойкой и Сотирой, являлся главным административным центром средневекового церковно-феодального государства. Этот уникальный в истории Таврики феодальный удел представлял собой защищенный со всех сторон форт. Скалистые и обрывистые склоны Бойки уже сами по себе являются довольно надежной защитой. Лишь на перевалах властелины горы воздвигли массивные заградительные стены и два небольших оборонительных укрепления на хребте Курушлюк. В те далекие времена между хребтом и горой Сотирой была построена широкая дорога, ведущая к храму. Об этом свидетельствует каменная крепида, остатки которой до сих пор видны вдоль дороги, превратившейся за эти годы в хорошо утоптанную тропу. От храма Спасителя в наше время почти ничего не осталось.

История изучения средневековых памятников Бойки, к сожалению, небогата. А исследователей, посвятивших им свое внимание, насчитывается всего несколько человек.

Первая попытка археологически исследовать Бойку была предпринята Н.И. Репниковым в период работ его экспедиции 1928-1929 годах на Эски-Кермен. Однако в связи с труднодоступностью массива, эта попытка закончилась неудачно.

-3

Следующая экспедиция, целью которой стали археологические разведки средневековых памятников Горного Крыма, была предпринята лишь через 27 лет в 1955-1956 годах. Руководителем этой экспедиции был известный исследователь древностей Крыма О.И. Домбровский. Разведки осуществлялись силами отряда отдела античной и средневековой археологии Крыма Института археологии АН УССР и членов кружков археологического и геодезического клуба. Именно благодаря этим исследованиям мы располагаем хотя бы минимальными сведениями о Бойкинском массиве, как о колоссальном церковно-феодальном и культурном комплексе IX-XV вв.

В процессе исследований 1955-56 годов экспедицией О.И. Домбровского были обнаружены средневековые дороги, массивные стены, перегораживающие их между вершинами, следы укреплений и остатки двух небольших крепостей, углеобжигательные ямы разного времени, остатки кузнечно-литейной мастерской. Главная, пожалуй, достопримечательность Бойки – остатки достаточно большого (27х18 м) базиликального в плане храма.

Этот храм расположен почти в центре Бойкинского массива – в нижней части седловины на Махульдурском перевале. Стены храма были сложены из твердого и прочного местного конгломерата и достигали толщины 86 см. Перекрытие было устроено сводчатое из легкого известнякового туфа. О.И. Домбровский предполагал, что под полом храма имелись усыпальницы. При расчистках храма были обнаружены два резных известняковых надгробия и камень с изображением вписанного в круг креста.

По скоплениям керамики на Бойке было определено, что там располагалось, как минимум, шесть поселений. Все поселения располагались поблизости от родников.

-4

Новые археологические разведки на Бойке произвел в 1977-1980 годах В.Л. Мыц, что позволило получить дополнительные сведения об оборонительных сооружениях Бойки: со стороны Коккозской долины были открыты два участка стен длиной 120 м. Так же были исследованы укрепления на горе Курушлюк: Курушлюк I, Курушлюк II и Курушлюк III. В 1991 году вышла в свет книга автора разведок - «Укрепления Таврики X-XV вв.», в которой было отмечено, что Бойка представляла собой укрепленный церковно-феодальный комплекс – явление оригинальное среди крепостей Южной Таврики X-XV вв. и «Большую ясность в трактовку этого памятника могут внести только дальнейшие раскопки на Бойке…».

В настоящее время вокруг Бойки вьется огромное количество самых невероятных и нелепых слухов. Например, о том, что экспедиция А. Барченко 1927 года, якобы «нашла» в Крыму «пещеры времени», обнаружила там также и кельтский могильник, что на Бойке зарыто невероятное количество кладов и т.д. Интернет пестрит подобными заявлениями «исследователей» крымской истории. А гиды в туристических автобусах сообщают, что во время войны немцы искали на Бойке «священный Грааль» «и ведь неспроста...». Конечно, все это домыслы, а распространение подобной «информации» сильно вредит памятникам всего горного массива.

Памятники массива Бойка нуждаются в дальнейших планомерных научных исследованиях.

Именно с периодом существования княжества Феодоро в Крыму связано много легенд. И некоторые, самые загадочные из них, затронули «Почтенную Пойку». Одна старинная легенда рассказывает о мельнике Прокопие, который, боясь за сохранность своей мельницы, стоявшей на одной из горных речек близ Бойки, однажды ночью выбрался из крепости, чтобы проверить, цела ли его собственность. Случилось это в 15 веке, в период осады турками бойкинских крепостных стен. Чтобы выйти за пределы укрепленных стен, мельник воспользовался потайной калиткой – единственной брешью в охранной системе горы. По пути он был захвачен турками, и выдал секретный лаз, за что, как предатель, поплатился жизнью. Турки, проникнув на плато, вырезали всё местное население, и некогда сильное государство было уничтожено, а обжитая вершина горы снова стала необитаемой.

Но эта легенда — лишь небольшой исторический очерк, другие же настолько невероятны и таинственны, что давно приобрели славу мистических.

Одна из них связана с Золотой колыбелью, изображенной на гербе княжества Феодоро. Многие исследователи убеждены, что колыбель, изображение которой присутствует во многих пещерных храмах тех времен, не что иное, как Святой Грааль — чаша с кровью Христа, бесследно исчезнувшая в веках. Генуэзцы, владеющие в те далекие времена Южным берегом Крыма, постоянно воевали с феодоритами. В обмен на мирное соглашение генуэзское княжество потребовало у князя Феодоро священную реликвию – Золотую колыбель, некогда вывезенную из Византии. Гордый князь не пожелал расстаться с древней святыней. После долгих переговоров с генуэзцами, которые угрожали силой забрать колыбель, князь решил спрятать ее в надежном месте — в пещере на горе Бойка, вверив её на хранение могучим горным духам. Те пообещали сохранить святыню для тех, кто пожелает возродить славный народ, населявший княжество. Бойкинские пещеры, находящиеся на западном обрывистом склоне, не отмечены ни на одной из карт Крыма, и попасть в них можно только с помощью специального альпинистского снаряжения. Некоторые предания гласят, что в этих пещерах, уходящих вглубь горы, долгие века обитают горные духи которые хранят Золотую колыбель.

Во время похода на гору Бойко, много общался с жителями окрестных деревень расположенных рядом с горой Бойко. Многие жители деревень знают о загадочном влиянии горы и поэтому стараются обходить ее стороной.

Гора Бойка – место малоизученное, а поэтому удивительное и загадочное. Плотная аура легенд, окутавшая её вершины, делает гору одним из самых мощных Мест Силы Крыма. Одинокие туристы часто наблюдают картины древнего прошлого. Такие явления могут быть связаны с многовековой историей этих мест – как известно, на любой обжитой территории иногда возникают призраки былого. Стволы некоторых деревьев, растущих на территории массива, причудливо искривлены.

Вот таки громкие заявления Археологов: Археологи говорят о большом исследовательском потенциале данного места и негативно относятся к многочисленным любителям загадочного, считая, что они наносят вред средневековому памятнику истории. Это за 43 года не исследовании горы Бойко. Археологические экспедиции проводятся во многих местах Крыма, но только не гору Бойко. Что пугает Археологов-не известно.

Гора Бойко считается одним из самых загадочных и мистических мест в Крыму.

Эти места окутаны множеством легенд и сказаний, а также привлекают туристов своей природной красотой.

Список литературы:

Струкова Е.В., Ушаков С.В. Археологические памятники Бойки: современное состояние, проблемы и перспективы исследования // Материалы по истории и археологии античного и средневекового Крыма. - 2008. - вып.1Мыц В.Л. Укрепления Таврики X-XV вв. К., 1991.Домбровский О.И. Средневековые памятники Бойки // Археологические исследования средневекового Крыма. К., 1968. С. 83-84