Найти тему
Молодость в сапогах

Если кончились лосьоны, значит выпили масоны!

Позднесоветская и постсоветская интеллигенция воспринимала разговоры о масонах с неизбежной презрительной гримасой - вот мол, еще бы частушку про "если в кране нет воды..." вспомнили бы... В значительной степени этому способствовали разного рода брошюрки общества "Память" и прочих аналогичных структур, где писалась порой дикая ахинея и смешивалось все в одну кучу.

Но вот такие серьезные структуры как Гестапо, например, к теме масонства относились более чем серьезно, о чем мы документально (и с переводом) поведали как-то читателям вот в этой публикации:

Весьма рекомендуем скептикам ознакомиться. А мы пока предлагаем читателям очередной очерк Б.Н. Григорьева - на этот раз про масонов в России.

Уничтожение масонских лож в 1822 году

Б.Н.Григорьев

По материалам статьи, опубликованной в журнале «Русская старина» том XVIII

за 1877 год выпуски 1-4.

Статья на указанную тему помещена в журнале без указания автора. Вероятно, ввиду чувствительной темы, журнал убрал автора, либо автором являлся кто-то из цензоров, представляющий официальную точку зрения по этому вопросу.

Основательных данных, указывающих на истинную причину закрытия в 1822 году масонских лож в России Александром I, нет, говорится в статье, однако в предположениях на этот счёт недостатка не испытывается. Главную роль, по мнению автора, сыграла тут последовавшая в начале 20-х годов реакция идей. Устных нареканий на масонов к этому времени накопилось уже достаточно, но и каких-либо доносов, памятных записок и т. п., «насколько мы убедились», обнаружено не было.

Автору однако «удалось встретить» (!) важные документы, в целом объясняющие суть произошедшего - 4 докладные записки Александру I, поданные сенатором генерал-лейтенантом Егором Андреевичем Кушелевым (1763-1826) «при всеподданейшем рапорте от 11 июня 1821 года». С учётом а) положения Егора Андреевича как сенатора и активного масона, б) влияния, которое на императора оказывал в это время австрийский канцлер К.В.Л. фон Меттерних-Виннебург цу Бейльштайн (1773-1859) и в) на фоне активности тайных обществ в Европе, эти записки должны были произвести на императора сильное впечатление.

Масонство, по данным автора, было занесено в Россию в 1732 году из Англии генералом Джеймсом Фрэнсисом Эдвардом Кейтом (1696-1758), шотландским аристократом, генерал-аншефом русской армии (с 1747 года генерал-фельдмаршал прусской армии). Движение быстро охватило образованное аристократическое, а потом и рядовое дворянство и военных России, так что можно почти безошибочно каждого известного и выдающегося русского второй половины XVIII - начала XIX века считать членом какой-нибудь масонской ложи.

Масоны, окружившие свою деятельность завесой секретности и мистическими обрядами, сразу вызвали и у властей, и в обществе подозрение. Масон, фармазон, безбожник – вот какие прозвища они получили в России. Несмотря на это, масонство продолжало бурно развиваться, а в период правления Екатерины II, в целом с подозрением относящейся к мартинистам и вольным каменщикам, появились различные системы масонства: Елагина, английская, немецкая и шведская[1].

Когда во Франции произошла Великая французская революция, идейными вдохновителями которой считали масонов, Екатерина II забеспокоилась и нанесла первый удар по масонам, подвергнув преследованиям просветительско-филантропскую деятельность Н.И.Новикова (1744-1818) и А.Н.Радищева (1749-1802). К концу правления императрицы деятельность масонских лож была практически прекращена.

При Павле I Н.И.Новиков был немедленно освобождён, а некоторые другие видные масоны (князь Куракин, Н.В.Репнин, И.В.Лопухин и др.) были возвышены и получили видные посты. Тем не менее, масонские ложи оставались под запретом.

С восшествием на престол Александра деятельность масонов снова оживилась. По некоторым сведениям, император после 1803 года отказался от своих предубеждений против них и якобы даже присоединился к ордену. В какой мере он участвовал в деятельности ордена, не известно, но факт, что в 1805 году с его благословения возобновилась ложа «Пеликана», которая стала именоваться «Ложей Александра, коронованного к Пеликану» и которую возглавил энтомолог, ботаник и д.с.с. И.В.Бёбер (1746-1820). В 1809 году ложа настолько разрослась, что на её базе были открыты три ложи, объединённые в общую директорию под руководством гроссмейстера Бёбера.

Потом масонские ложи стали плодиться, как грибы. Особняком стояла среди них ложа «Астрея», руководить которой в 1820 году был призван упомянутый выше Кушелев. Ревностный масон со своими четырьмя записками, видимо, и явился могильщиком своих собратьев по ордену, потому что спустя 10 месяцев после подачи записок императору деятельность масонских лож высочайшим указом была прекращена.

Далее автор статей приступает к рассмотрению содержания записок и сообщает читателям их полный текст.

В первой записке Егор Андреевич объясняет, почему он принял на себя руководство «Астреей». Он пишет, что как верноподданный его императорского величества он понимал всю ответственность возложения на себя руководства масонской ложей, поскольку на примере деятельности масонских лож в той же Италии видел, как из их лона вышли революционеры и карбонарии, а потому он со своими сомнениями обратился за советом к министру внутренних дел В.П.Кочубею (1768-1834). Но Виктор Павлович сумел рассеять его сомнения и заверил, что руководство масонской ложей не вызовет со стороны его величества никакого неудовольствия.

Принимая на себя обязанности гроссмейстера «Астреи», Кушелев поставил братьям условия: во всём руководствоваться стремлением к свету, истине и основываться на Евангелии; быть верным христианско-православному учению и императору России; руководить ложей до тех пор, пока это будет угодно правительству.

Вторая записка содержит обозрение деятельности масонских лож, возникших при Александре I, и описание беспорядков, возникших при их управлении. Как уже было упомянуто выше, на базе ложи «Александр, коронованный к Пеликану», к 1810 году под общим руководством Бёбера возникли новые три: «Елизавета к Добродетели», «Пётр к Истине» и «Св.князь Владимир к Порядку». Кроме них, организовались две новые ложи – французские: «Соединённые друзья»(мастер обер-гофмейстер двора А.А.Жеребцов, 1754-1807) и «Палестина».

По требованию министра просвещения А.К.Разумовского (1748-1822) Бёбер и Жеребцов представили ему акты, которыми они руководствовались в практической деятельности и которые были доложены им Александру. Тот повелел, чтобы все ложи руководствовались правилами, применяемыми ложей «Св. князь Владимир к Порядку». На практике этого по различным причинам не случилось (последовавшая вскоре смерть Бёбера, желание старых масонов руководствоваться правилами кронштадтской ложи «Нептун к Надежде», а некоторых масонов – следовать шведской системе и др.), и в деятельности лож возникло двуначалие, начались распри между братьями «Дух своеволия, буйства и совершенного безначалия, а не дух кротости христианской и истинных правил масонских…действует», - с сокрушением пишет Кушелев.

Третья записка Кушелева содержит ведомость чинов «Астреи» и её филиалов и описание системы их управления. Егор Андреевич с уважением говорит в ней о шведской системе, во главе которой стоит король Швеции, и с отвращением отзывается об английской, гнездилище разврата, склок и всякого буйства.

В сложившейся ситуации он предлагает навсегда закрыть склонную к самовольству ложу «Астрея» вместе с её провинциальным филиалом и удалить от руководства Бёбера, а в ложе «Св. князя Владимира к Порядку» - провести ревизию, избавиться от людей «презренных и всякой сволочи» и сделать из неё две самостоятельные ложи. Далее, уже в четвёртой записке, он подробно излагает правила, которыми должны будут руководствоваться вновь созданные ложи (они находятся в русле тех принципов, которые он годом ранее провозгласил при принятии управления ложей «Астрея»). За их деятельностью должна будет наблюдать во главе с вновь избранным гроссмейстером новая Директория, без разрешения которой в России небудет открыта ни одна масонская ложа.

…Итак, согласно высочайшему рескрипту от 1 августа 1822 года, направленному министру внутренних дел Кочубею, масонство в России перестало существовать. Министр известил об этом гроссмейстеров «Астреи» и потребовал от всех членов лож подписки (письменные обязательства) впредь ни в каких масонских ложах не участвовать. Кочубей попросил их доложить ему о результатах закрытия и прислать в министерство все подписки.

10 августа вся петербургская (11 августа – провинциальная) масонская братия собралась в последний раз и, выслушав вынесенный над собою приговор, приступила к его исполнению и по части финансовых расчётов, и по части подписок. Никаких эксцессов при этом не наблюдалось, всё прошло мирно, спокойно и без всяких демонстраций. 11 августа военный губернатор Санкт-Петербурга М.А.Милорадович (1771-1825) доложил об этом императору Александру. «Вообще, бывшие масоны приняли объявление об уничтожении их лож р а в н о д у ш н о», - писал он в своём рапорте. На тех же, которые считают свои масонские связи нерасторжимыми и собираются встречаться тайно, Милорадович обещает обратить своё особое внимание.

Вероятно, о масонах все скоро бы позабыли, заключает автор свою статью, «но известные события 14 декабря 1825 года снова привели на память это средневековое филантропическое учреждение», потому что видные представители декабристов были масонами (Рылеев, Пестель, Бестужев, Муравьёв-Апостол, князья Волконский и Трубецкой, Батенков, Кюхельбекер и многие другие).

По окончании следствия над декабристами в 1826 году был издан указ, согласно которому каждый поступающий на государственную службу чиновник обязан был дать подписку о том, что ни в каких тайных и масонских организациях не состоит.

Для любознательных читателей сообщаем имена некоторых известных аристократов, являвшихся руководителями масонских лож:

- Астрея по состоянию на 1821 год: князь Павел Гагарин (в звании «великий

вития»);

- Избранный Михаила - граф Фёдор Петрович Толстой (мастер);

- Орёл Российский - князь Павел Гагарин (мастер);

- Ключ к Добродетели - симбирский предводитель дворянства князь Михаил

Багратион (мастер).

Постскриптум.

Об истории масонства в России рекомендую обратиться к трудам Тиры-Луизы Оттовны Соколовской (1884-1942).

По сведениям авторитетного русского исследователя масонства Н.Свиткова (Н.Ф.Степанова) масонами были Ленин, Зиновьев, Троцкий, Каменев, Свердлов, Раковский и Литвинов. (Данное утверждение оставим на его совести - прим. ред.) До 1925 года сведений о работе репрессивных органов Советского Союза против масонов не обнаружено. Позже, особенно в 30- х годах, такие действия зафиксированы (розенкрейцеры Зубакин, сестра Марины Цветаевой Анастасия, проф. Архангельский).

Установлен факт посещения в начале 1930-х г.г. масонской ложи в Риме М.Н.Тухачевским. В 1988 г. в зарубежной прессе (Германия, газета «Mehr Licht», США газета «Новое русское слово») были публикации о принадлежности к вольным каменщикам М.Горбачёва).

[1] Историк масонства и советская писательница Т.-Л.О.Соколовская считает деятельность масонов XVIII-начала XIX в.в. полезной для развития русского общества.