Я занималась созданием 3D-персонажей для малобюджетного фильма “РОБОПЁС”. Это кино в стихах, выпущенное студией #ричардфильм.
Премьера состоялась 21 октября 2023 года в Жуковском в формате закрытого показа. На следующий день “РОБОПЁС” вышел в сети.
В этом материале я немного расскажу о создании трёхмерной графики. Если вы ещё не видели фильм, то тут будут спойлеры.
Что требовалось сделать
Задача была отрисовать и заставить двигаться двух собакоподобных роботов.
По сюжету первого робота смастерил студент в своей небольшой мастерской из дешевых рабочих материалов. Именно эта модель была ключевой для фильма и появлялась во множестве сцен.
Второй робот должен был быть технологичнее. Согласно сценарию, его создали спустя целых 13 лет в серьёзной лаборатории. Этот робот появляется в сцене после титров и тизерит одно из будущих продолжений.
Обе модели создавались в программе Zbrush, а костная анимация — в Blender.
Чтобы роботы различались, я придумала им разную походку и движения. Но в этом фильме вы увидите, как передвигается только первый робопёс.
Также роботы отличались визуально. Самодельный робопёс создавался максимально неуклюжим, громоздким и неаккуратным. В точности таким, как его описывала Ника — героиня фильма в исполнении актрисы Майи Бахаревой:
Он весь кривой. И выглядит ужасно!
А вид собаки — просто архаизм.
Он выглядит не круто, не опасно,
Концепция — совсем идиотизм!
По первоначальной задумке робот должен был прихрамывать на одну ногу. Но от этой идеи отказались. Напротив, чтобы зритель проникся к персонажу, я старалась добавить ему милоты. По большей части за счёт движений и его реакции на происходящие события.
Чтобы подчеркнуть, что робот сделан из доступных подручных материалов, я добавила эффект ржавчины и прочих неровностей в текстуре. Вместе с неестественной походкой удалось создать впечатление, что робопёс действительно сделан одним человеком на коленке.
А вот его последователь выглядел уже дорого и технологично: имел аккуратный корпус с дизайнерскими элементами и светящиеся глаза.
У каждого из двух роботов есть схожие черты: ярко выраженный нос — по сюжету робопёс считывает и распознаёт запахи.
Также единообразно созданы глаза. И, конкретно в этом фильме не очень заметно, но у двух версий робопса абсолютно одинаковый хвост. Хвостик, точнее.
3D-графика вместе с реальными людьми
Мы привыкли видеть в кино и рекламе взаимодействие компьютерных персонажей и реальных актёров. Это уже не удивляет нас. Мы смотрим на подобные кадры, как на нечто обыденное.
В большом кино, стриминговых сериалах и рекламных роликах за подобные эффекты отвечает, как правило, несколько человек. Однако и один человек может справиться с этой задачей.
Чтобы 3D-объект выглядел естественно, необходимо подобрать свет и настроить тени так, чтобы они максимально подходили под отснятые кадры.
Для упрощения этой задачи во время съёмок снимались дополнительные кадры, где вместо робота постановщиками перемещалась коробка рядом с актёрами. Затем на скриншотах и в отдельных документах делались записи о всех источниках света: окно, лампы и т.п.
Это помогало воссоздавать похожее освещение в Blender, расставляя уже искусственные источники света.
Только так можно было добиваться того, чтобы компьютерные персонажи не выглядели инородно в кадре.
Кстати, в отличие от анимации монстра в фильме "Работа в диджитал и тяга к поэзии", здесь не использовался приём наложения графики через зелёный экран. Видеодорожка с движущимся 3D-персонажем добавлялась к отснятым кадрам непосредственно в видеоредакторе программы Blender. Графика предварительно покадрово рендерилась на движке Cycles на прозрачном фоне. Последующую цветокоррекцию делали уже на общем монтаже.
Бой с тенью
Если в эпизодах, где компьютерная собака просто перемещается в пространстве, особой сложности не было, то там, где близко расположены объекты, потребовалась более точная настройка.
В фильме есть кадр, где главный герой Гоша в исполнении актёра Влада Горбачева поднимает коробку, который был закрыт робопёс, и отводит её в сторону.
В этот момент тень от коробки двигается прямо по собаке. Для того, чтобы создать такой эффект, в Blender нужно было создать дополнительные геометрические объекты и скрыть их от взора зрителей.
Второй эпизод ещё сложнее. Робопёс стоит возле картонной коробки, откуда его только что вытащил Костя, которого играет в этом фильме актёр студенческого театра Вадим Какошкин.
В какой-то момент Костя поднимает коробку, читает название робота, а затем ставит коробку на место. Тень при этом должна была двигаться вместе с коробкой.
Поскольку тени не было изначально, она создавалась в Blender и в статике, и в динамике с помощью скрытых от глаза зрителя геометрических фигур.
Учитывая длину эпизода, работа над графикой в этой сцене заняла больше всего времени на подгонку тени и рендер в Cycles.
Срыв башни!
Да здравствует хардкор! В сценарии была сцена, где студенты, испугавшись железной собаки, бьют её стульями и отрывают голову.
Виктор (Артём Коваленко), Илиус (Василий Баженов) и Аристарх (Дмитрий Кокорин) нападали на робота, и в итоге сломали его.
Это, если что, канон. В 2012 году у студии выходил сериал в прозе под названием "Лучший Институт На Континенте". Виктора там тоже играет Артём Коваленко. И там тоже ломают робота стульями.
Для создания этой сцены модель отдельно дорабатывалась: создавались обгоревшие провода и менялась текстура.
Отдельно отломанная голова робота лежит в сцене, где Лиза в исполнении актрисы студенческого театра Елизаветы Акировой пытается утешить Гошу.
В этой сцене все предметы на столе ловят отблеск от столешницы. Этот же эффект был пернесён на голову, чтобы она смотрелась максимально естественно.
Миниатюра вместо компьютерной графики
Буквально в двух кадрах фильма фигурирует распечатанная на 3D-принтере миниатюра вместо компьютерной собаки. Это происходит в моменте, где Костя достаёт робопса из коробки.
Робот окутан тканью, которую отодвигает Костя. Ткань движется и мнётся, когда робота вытягивают из коробки.
Эта сцена снята без компьютерных эффектов.
И процесс съёмки показан во время конечных титров.
Для того, чтобы модель напечатали правильно, подрядчикам писалось подробное техническое задание и скриншоты во всех ракурсах.
По правде сказать, фигурка пригодилась не единожды: по ней часто выставлялся свет. А также именно она красуется на афише и превью фильма.
Где посмотреть фильм "РОБОПЁС"
Фильм “РОБОПЁС” с моей анимацией сейчас доступен на YouTube-канале #ричардфильм и в блоге студии в Дзен.
Это была не первая моя работа в студии #ричардфильм. Ранее я создавала 3D-модели для видеоверсий поэмы “Скульптура невоплощённой любви” (статуя по фото актрисы, монитор) и анимированного монстра для фильма “Работа в диджитал и тяга к поэзии”.
Всем спасибо за просмотр фильма и прочтение данного материала!
Если хотите вознаградить меня за труды: делитесь фильмом в соцсетях и пишите комментарии, чтобы ролики и статьи попадались другим пользователям в рекомендациях.
Также я открыта к коммерческому сотрудничеству. Писать можно на почту студии Richard-film@yandex.ru
Моё портфолио можно посмотреть здесь: https://www.artstation.com/olga_cherr/
Я в Интернете:
- Telegram-канал, ссылка: https://t.me/olga_cherr_3D
- Страничка Вконтакте: https://vk.com/id12875740
Мои предыдущие работы:
Маркировка: Самореклама: Самозанятая Черкалина Ольга Валентиновна. ИНН 501305494286. Токен: 2VtzqwUmN2S
Реклама: Орган общественной самодеятельности без образования юридического лица "Студия "РИЧАРД ФИЛЬМ", самозанятый Черкалин Олег Анатольевич. ИНН 504020874512. Токен: 2Vtzquqs9Ya