КАК СВОДИТЬ БОЧКУ И БАС
Сегодня мы затронем тему, с которой сталкиваются даже некоторые так называемые профессиональные инженеры.
Я расскажу о сведении кика и баса и покажу, как сводить кик и бас без использования сайдчейна.
Будьте очень осторожны, слушая советы в интернете, поскольку сведение кика или баса, записанного вживую, отличается от сведения запрограммированных звуков.
КАК СВОДИТЬ БОЧКУ И БАС
МОНИТОРИНГ
Одним из важнейших факторов достижения отличного баланса в области низких частот является наличие хорошей системы мониторинга, способной воспроизводить низкие частоты.
Убедитесь, что вы используете хорошие мониторы, способные воспроизводить низкие частоты, чтобы вы могли принимать правильные решения при сведении низких частот.
При покупке мониторов убедитесь, что их частотная характеристика начинается с 20 Гц или, по крайней мере, с 35 Гц, тогда вы сможете услышать низкие частоты гораздо отчетливее.
Если ваша комната имеет хорошую акустику, то можно приобрести сабвуфер, чтобы увеличить шансы на успех при сведении ударных и баса.
Сабвуфер - хорошее дополнение к системе мониторинга, но не обязательное условие.
МОНО ИЛИ СТЕРЕО?
Когда речь заходит о сведении низких частот, возникает множество споров о том, должны ли ударные и басы быть монофоническими или стереофоническими.
Это не имеет значения, я знаю многих инженеров, которые работают со стереофоническим НЧ и при этом добиваются его хорошей передачи в различных звуковых системах.
Причина, по которой мы часто рекомендуем использовать монофонический звук, заключается в том, что это самый надежный способ гарантировать, что низкие частоты будут звучать отлично независимо от того, где будет звучать песня.
Заставить стереофонический бас или ударную установку хорошо работать в любом звуковом устройстве может быть непросто, но большинство колонок легко воспроизводят монофонический сигнал.
Поэтому, если у вас есть опыт, используйте стереофонический бас, он также звучит великолепно, просто убедитесь, что при воспроизведении микса в монофоническом режиме низ не станет плоским или не исчезнет.
ИСХОДНИКИ
Еще один важнейший аспект сведения кика и баса - использование звуков, дополняющих друг друга.
Это значительно упростит работу по сведению.
Очень важно убедиться в том, что вы получаете правильный звук прямо из источника.
Я имею в виду, что если у вас гулкий бас, то не стоит выбирать гулкий кик.
Если ударные звучат гулко, то убедитесь, что в басовом звуке меньше низких частот (и наоборот).
Если вы работаете с заказчиком, а не сводите свою музыку, проверьте, может ли он перезаписать или изменить звучание баса, если он использует VST.
У лучших инженеров низкие частоты всегда звучат великолепно, потому что они работают со звуками, которые уже дополняют друг друга, а не пытаются заставить звуки, которые плохо сочетаются друг с другом, звучать потрясающе.
Поэтому, прежде чем пытаться сводить ударные и бас, убедитесь, что запись или звуковой дизайн выполнены правильно.
АНАЛИЗАТОРЫ
Вы всегда должны позволить одному инструменту победить.
Я имею в виду, что нельзя, чтобы за одно и то же место в частотном спектре боролись и ударные, и бас.
Вы всегда должны решить, какой инструмент будет доминировать на сабвуферах, а какой займется низкими частотами.
Если у вас есть опыт, вы можете просто послушать песню и сразу же понять это, но для начинающих проще всего использовать частотный анализатор.
Каждая песня отличается от другой, поэтому не совершайте ошибку, делая одно и то же в каждом миксе, над которым вы работаете.
Отличный способ тренировки слуха - прослушать несколько любимых миксов и попытаться определить, на каких частотах доминирует каждый звук.
В некоторых жанрах, например, в танцевальной музыке, в 90% случаев ударные доминируют над субчастотами.
Если речь идет о хип-хопе, то в 90% случаев бас или 808 доминируют над субчастотами, а бочка - над частотами 80 Гц и выше.
ЭКВАЛИЗАЦИЯ
Один из самых ужасных способов эквализировать кик и бас - это то, что показано на рисунке ниже:
Если вы выбираете звуки, которые дополняют друг друга, то вам не нужно создавать настройки эквалайзера, как показано на рисунке выше.
Проблема с подобной эквализацией баса заключается в том, что бас или 808-й обычно динамичен, ноты постоянно меняются.
Поэтому, если вы обрежете бас, например, на частоте 50 Гц, вы просто уменьшите громкость нескольких нот, и это испортит игру басиста, поскольку только эти несколько нот будут иметь низкую громкость, в то время как другие ноты будут громкими.
То же самое происходит, если вы усиливаете бас на частоте 100 Гц, то вы просто делаете несколько нот громче, что опять же портит хорошую игру басиста.
Поэтому, поскольку бас динамичен, следует избегать узких срезов или усилений.
Вот ключевые частоты, которые позволят басу прорезаться сквозь микс:
Около 700 Гц: Это тело баса
Около 1,5 кГц: В этом диапазоне частот появляется эффект присутствия
Около 4 кГц: Здесь вы найдете щелчок и звук струн.
Не нужно одновременно вводить все эти частоты.
Добавляйте их только при сведении баса, которому не хватает этих частот.
Вот ключевые частоты для бочки:
400-500 Гц: Это самая грязная область, и я всегда делаю срез, чтобы освободить место для среднечастотных звуков.
3 кГц-5 кГц: Здесь вы найдете щелчок и атаку.
800 Гц - 1,5 кГц: Усиливайте эту область только в том случае, если ударной установке не хватает средних частот, но будьте осторожны, поскольку в этом диапазоне частот ударная установка может звучать "коробчато".
250 Гц - 300 Гц: Иногда сокращение этой области позволяет освободить место для других звуков в миксе.
Помните, что это всего лишь рекомендации, и вы всегда должны делать то, что лучше всего подходит для микса, над которым вы работаете в данный момент.
Но эти рекомендации должны дать вам хорошую отправную точку и помочь не застрять.
ЧАСТОТНАЯ МАСКИРОВКА
При сведении низких частот необходимо работать не только над киком и басом, но и удалять низкие частоты в звуках, которые вносят беспорядок в низкие частоты.
Одна вещь, которую вы не должны делать, - это использовать фильтр высоких частот для чего-либо по умолчанию.
Я знаю, что большинство людей рекомендуют использовать фильтр высоких частот на всем, кроме ударных и баса.
Такой подход приведет к тому, что ваши миксы будут звучать тонко, вместо этого просто удалите низкие частоты в тех звуках, которые вызывают слишком сильное нарастание низких частот.
Если у вас нет хорошего мониторинга, используйте частотный анализатор, как было предложено выше.
Если вы работаете с материалом, записанным вживую, то для большинства звуков, возможно, потребуется создание низких срезов, но если вы работаете с сэмплами или VST-файлами, то будьте осторожны с низкими срезами.
Тем не менее, низкие срезы также необходимы для того, чтобы нижняя часть микса звучала чисто, без грохота и помех.
КОМПРЕССИЯ
Большинство начинающих музыкантов не понимают, зачем нужна компрессия при сведении кика и баса (или любого другого звука).
Очевидная причина, по которой большинство новичков терпят неудачу, заключается в том, что они не знают, зачем им нужен компрессор.
Когда речь идет об обработке звуков в миксе, очень важно представлять себе конечный результат, прежде чем доставать свои любимые плагины.
Чтобы компрессия была правильной, нужно сначала понять, "почему" и "когда" нужно использовать компрессию.
Именно с этим, а не с "как", сталкиваются многие начинающие.
Вот почему и когда нужно использовать компрессию:
Уменьшение громких пиков:
Компрессор можно использовать для уменьшения громких пиков на записи, когда музыкант увлекается и слишком громко берет некоторые ноты в других местах исполнения.
Формирование звука:
Компрессия может использоваться для формирования огибающей звука, увеличивая его атаку или затухание. Или наоборот.
Прозрачная компрессия:
Используется для выравнивания общей динамики исполнения и предназначена для того, чтобы ее можно было почувствовать, а не услышать.
Склеивающая компрессия:
Эта техника компрессии позволяет уплотнить группу инструментов или склеить элементы в миксе, в отличие от компрессии отдельных дорожек.
Конечно, компрессия может использоваться и как эффект, и по другим причинам, но это наиболее распространенные причины, по которым вам потребуется сжать любой звук в миксе.
Когда дело доходит до ударных и баса, убедитесь, что эти два звука не слишком динамичны, потому что, если они слишком динамичны, они не будут хорошо воспроизводиться на маленьких колонках (телефон, ноутбук, наушники, bluetooth-колонки и т.д.).
РЕФЕРЕНСЫ
Если вы столкнулись с проблемой сведения низких частот в миксе, один из лучших способов избавиться от догадок - прослушать несколько своих любимых миксов, чтобы понять, как были сведены низкие частоты.
Во избежание принятия неверных решений обязательно используйте несколько референсов.
Прослушивание одного референса может привести к принятию неверных решений, но при прослушивании нескольких референсов вы сможете найти тот, который имеет схожий или такой же низ, как и в миксе, над которым вы сейчас работаете.
Только не пытайтесь добиться того, чтобы ваш микс звучал точно так же, как референс.
На этом всё, спасибо!
Заказать сведение, мастеринг или аранжировку можно, написав мне в соц сети
Послушать работы здесь ⬇️
https://music.yandex.ru/users/maaaks-1995/playlists/1000