Найти в Дзене
Записки о театре

Занять деньжат, угольщик?

Мой внутренний экономист ликует, когда спектакль, помимо сюжетного и эстетического, даёт повод поговорить про экономику. На этот раз речь пойдёт про «Холодное сердце» в Пермском ТЮЗе по сказке Вильгельма Гауфа, ведь центральный мотив здесь – деньги. Кровь экономики.

Кто из нас хоть раз не думал: вот был бы у меня стартовый капитал, уж я бы развернулся, и через год-другой сколотил такое состояние, что не пришлось бы пахать до конца дней. Желательно – дней своих внуков. Но беда в том, что даже имея такую базу, можно очень быстро остаться ни с чем, ведь помимо собственно ресурсов, неплохо бы знать, как ими лучше распорядиться.

Источник фото: Пермский ТЮЗ
Источник фото: Пермский ТЮЗ

Угольщик Петер Мунк (Сергей Трясцын) таким капиталом обладает, ведь ему повезло родиться в воскресенье (согласитесь, вероятность совпадения тут совсем даже не сто процентов). Теперь достаточно пойти в лес, найти «косматую ель», прочесть заклинание и вызвать Стеклянного Человечка (Александр Красиков). По легенде, Человечек исполняет три желания рождённого в воскресенье, но есть нюанс: в третьем желании он может и отказать, если оно будет глупым.

Как известно, по дороге чего только ни случается, и Петер Мунк, заплутав и попав в дождь, волей судьбы оказывается в доме дровосека (Николай Фурсов) и его дочери Лизбет (Надежда Кайсина). Стоит ли говорить, что здесь начинается романтическая история. Но не только она – Петер и Лизбет слышат от дровосека легенду про Мигеля Голландца (Яков Рудаков), который не только «сколотил себе состояние» (причём буквально – он же лес валит), но и прославился своими экзотическими инвестпроектами: Голландец Мигель может дать сколько угодно денег, но взамен попросит твоё живое сердце, заменив его, холодным (и, вероятно, тяжёлым) камнем.

Источник фото: Пермский ТЮЗ
Источник фото: Пермский ТЮЗ

Зачем Мигелю сердца, трудно сказать. Исходя из способа хранения – в керосиновых лампах – можно предположить, что это у него средство освещения такое. Может, он их – сердца – пожирает время от времени. А, может, (и лично я склоняюсь к этой версии) это у него такая своеобразная коллекция, ведь всякий что-нибудь да собирает.

Разумеется, ни один человек в здравом уме заключать сделку с Мигелем не станет. Другое дело – Стеклянный Человечек. И на следующий день Петер Мунк благополучно добирается до этого лесного духа, загадывает два из трёх желаний (одно Человечек благоразумно оставляет на будущее) и возвращается с деньгами.

Петер Мунк пожелал стекольный завод и ещё всякие приятные мелочи: танцевать лучше всех и всегда иметь при себе столько денег, сколько у самого богатого человека в городе. Таким образом, Петер стал управляющим завода (очевидно, в описываемых обстоятельствах собственность ещё не была отделена от управления). Но посудите сами, какой из угольщика менеджер? Пусть не высшего, но хотя бы среднего звена. Помимо «простого человеческого ума», о котором иронически напоминает Стеклянный Человечек, нужны ведь знания, компетенции... В общем, немудрено, что дела пошли неважно. И тут вопрос даже не в щедрости Петера. Было бы всё продумано – и на благотворительность всегда нашлись бы пресловутые 10%.

Как бы там ни было, но нужда и необходимость в быстром решении привели всё-таки Петера к Голландцу. Здесь я оставлю пересказ сюжета и сделаю пару комментариев про этого персонажа. Опять же со своей экономической колокольни (или кафедры?)

В своё время Мигель Голландец разбогател на том, что стал сам сплавлять и продавать лес, без посредников (ну, тут понятно – добавленная стоимость, всё такое). Правда, качество этого леса, судя по описанию, было довольно сомнительное: если хоть одна доска попадёт на корабль, тот идёт ко дну. Вообще странно, что после такого у него был хоть какое-то сбыт. Впрочем, мы потом услышим от Стеклянного Человечка, что Голландец... не чрезвычайно умный.

Источник фото: Пермский ТЮЗ
Источник фото: Пермский ТЮЗ

Но эта же философия впоследствии повлияла на деятельность самого Петера Мунка, который по утрате своего сердца стал не столько производством заниматься, сколько давать деньги под проценты и потом перепродавать имущество должников. Тоже так себе стратегия, прямо скажем: кто же будет покупать твою продукцию, если все кругом банкроты? Не зря в трактире появляется такая сцена: когда самый богатый человек в городе Долговязый Шлуркер (Евгений Турушев) проигрался (Петеру же), денег не оказывается ни у того, ни у другого.

Да, утратить чувствительность и нажить ума – это не одно и то же. Петер Мунк оступился и всё перепутал: это голова должна быть холодной, а сердце как раз-таки наоборот. К счастью, у него появилась возможность осознать это и даже исправить свои ошибки.

Источник фото: Пермский ТЮЗ
Источник фото: Пермский ТЮЗ

Автор: Марина Щелканова