Кино обладает уникальной способностью оказывать сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Бесчисленное множество фильмов оставили глубокий след в памяти тех, кто испытал на себе их сюжеты и эмоции. Для меня один фильм не только оставил глубокое впечатление, но и изменил мое восприятие кинематографа. Это фильм «Зеркало», снятый Андреем Тарковским и вышедший на экраны в 1974 году.
Попытка вписать «Зеркало» в рамки традиционного кинематографа - задача не из легких. Этот шедевр не является чем-то обычным. Фильм «Зеркало» построен в форме автобиографического исследования и использует нелинейную структуру повествования, не поддающуюся прямолинейным условностям. Фильм бросает вызов ожиданиям зрителя, сплетая цепочку воспоминаний, эмоций и человеческих переживаний, которые не поддаются ограничениям линейного нарратива.
«Зеркало» - это непокорное, загадочное и не имеющее аналогов произведение искусства. Некоторые фильмы выходят за рамки сюжета и техники, переходя в сферу чистых эмоций и атмосферы. Фильм Андрея Тарковского, свидетельствует об этой силе кино.
Кинолента погружает нас в переживания человека, который на смертном одре рассказывает о своем прошлом, представляя воспоминания и сны, зачастую нелогичные и произвольные. Такое изложение может вызвать недоумение, но понимание каждой детали не является главной целью фильма.
Ингмар Бергман и Робер Брессон были главными режиссерами для Тарковского. Влияние этих двух классиков чувствуется на всем творческом пути Андрея Арсеньевича. Брессон верил в то, что кино способно вызывать эмоции, прежде чем предложить интеллектуальное понимание. Однажды он сказал:
«Я бы предпочел, чтобы люди почувствовали фильм, прежде чем понять его.»
В этом чувстве и заключается суть творчества Тарковского.
Тарковский родился в 1932 году и вырос в окружении Второй мировой войны. Одной из влиятельных фигур в жизни Тарковского была его мать, Мария Вишнякова, работавшая корректором в типографии. В «Зеркале» она играют саму себя.
Отец Тарковского, Арсений Тарковский, поэт. Эта форма художественного самовыражения, повлияла на своеобразный и неспешный стиль режиссуры Андрея. Его фильмы, часто сравнивают с кинематографической поэзией.
Тарковский стремился передать суть человеческих переживаний, наполняя свои фильмы глубокими эмоциями и духом. В «Зеркале» присутствует атмосфера сна, которая кажется удивительно правдивой. Как и во сне, в фильме не всегда есть смысл, но он окутывает вас морем эмоций и переживаний. Медленные, блуждающие движения камеры, сопровождаемые жуткой тишиной и тонким звуковым оформлением, превращают «Зеркало» в захватывающее путешествие в человеческое сознание.
Тарковский берет сущность ностальгии - эмоции, объединяющей воспоминания и тоску, и вплетает ее в основу фильма. Он исследует быстротечность времени, неизменность прошлого и значимость существования. Тарковский предлагает зрителю задуматься над этими безответными вопросами, и именно в этом пути размышлений фильм обретает свою истинную ценность.
«Зеркало» вызывает глубокий личный резонанс, побуждая зрителя задуматься о собственной жизни, несовершенстве человеческих отношений. В фильме честно показан жизненный путь - от угасания отношений с семьей до ностальгического восприятия детских воспоминаний.
Кинолента Тарковского - это размышление о нашем существовании по мере приближения к неизбежности смерти, когда воспоминания превращаются в запутанный клубок сожалений и сочувствия. Фильм пересматривает границы кинематографа, демонстрируя, что он может быть таким же личным и интроспективным, как и любой другой вид искусства, бросая вызов условностям в пользу эмоциональной достоверности.
В 1979 году Тарковский дал интервью на Латвийском телевидении, в котором сказал про зеркало так:
«Мне всегда казалось, что эта картина очень простая хотя бы потому, что она биографическая. В ней нет ни одного выдуманного эпизода — все они являются для меня воспоминаниями. Не могу никак относиться к ним как к сложным художественным построениям. Для меня всегда было странным, когда кто-то говорил, что это сложная картина, требующая особенной подготовленности для восприятия.»
Кино становится поэзией не только как символический мотив, но и как суть всего произведения. Это пример того, чего может достичь кинематограф, выходя за рамки привычного, чтобы показать сырые, поэтические и честные стороны жизни.
«Иногда что-то случается и мне перестают сниться и дом, и сосны вокруг дома моего детства. Тогда я начинаю тосковать. Я жду и не могу дождаться этого сна, в котором я опять увижу себя ребенком и снова почувствую себя счастливым оттого, что еще все впереди, еще все возможно…»