Найти тему

Проповедь по притче о сеятеле (2013.10.27)

Сегодняшнее воскресное Евангелие от Луки повествует нам о том, как Господь объяснял, каким образом в нас проникает слово Божие. Причём слово Божие – это не только прямая речь Христа Спасителя. Господь к нам обращается и через тот прекрасный мир, который Он для нас создал, через людей. Бывает, что некий человек нам что-то скажет, даже сам не подозревая, что это Господь вразумил его, чтобы он сказал это слово другому человеку, а тот из этого может сделать для себя правильный вывод. Притча очень подробная, содержит в себе для каждого из нас много полезного.

Вышел сеятель сеять семя свое (Лк. 8, 5). Каждое слово имеет смысл. Семя своё. Сам сеятель – это Бог, а Его слово – есть Его семя. Иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8, 5-8). То есть в сто раз больше, чем было посеяно.

Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 8, 8) Самая большая проблема – это достучаться до человека. Каждый раз, даже на исповеди с этим сталкиваешься, говоришь человеку, а он не слышит и действует, как глухой. Он не то, что не останавливается, он продолжает что-то говорить. Приходит человек и начинает что-то рассказывать. Что он рассказывает? То, что его волнует в данный момент. Если бы священник любил сплетни, было бы очень интересно, кто как с кем живёт, у кого какого цвета нижнее бельё, кто что купил, продал, как дочка, как зять, как сват. Но если человек не знает этих людей, это перестаёт быть интересным. Но говорящего-то это интересует, он это вываливает. Священник используется, как подружка или как мусорное ведро. Это называется разговор. У нас некоторые люди называют это исповедью. С точки зрения этимологии этого слова, это правильно – что у человека на сердце, то он и вываливает, но у нас цель исповеди другая. Исповедь – для того, чтобы поставить самому себе диагноз, в чём я согрешил в тех-то обстоятельствах своей жизни. Цель исповеди – не просто выразить своё возмущение данным обстоятельством, а, если я повёл себя как-то не по-христиански, то принести в этом покаяние. Вот этого как раз не получается. Это говорит о том, что большинство людей никоим образом слово Божие не усвоили. Получается, что Христос родился в Вифлееме, претерпел гонения, множество трудов по созданию Церкви, потом Его неправильно осудили, потом убили, потом Он воскрес, потом вознёсся на небеса – и всё это мимо этого человека. Почему? Его это никоим образом не занимает. Его занимают только трудности и скорби его собственной жизни. Поэтому в некотором смысле даже не очень понятно, зачем Он пришёл. Церковь не ставит себе задачу освобождать людей от того, например, чтобы дочка поменяла работу, это не играет роли. На какой бы работе ни работал, потом заболеешь и умрёшь. Какая разница, какой институт кончать? Какая разница, сдал ЕГЭ или не сдал? Это вообще ни на чём не отражается. Нас интересует только одно – данный человек с точки зрения Евангелия хорош или плох? Церковь может ему помочь в этом, указать путь, как исправиться, из не очень хорошего сделаться хорошим христианином. Занимаемся этим. А то приходит человек в булочную и говорит: «Знаете, у меня зуб болит». Что ему скажут в кассе? Вот и получается, что большинство народа, которые приходят в церковь, приходят совершенно не за тем, для чего она создана. Это о чём говорит? В безумии находимся. Чтобы исправить эту жизнь, надо выздороветь, а чтобы выздороветь, надо слушать, что говорит нам наш врач. Наш врач – это Христос. Он пришёл для того, чтобы нас спасти от греха. Наша болезнь – это есть грех. Мы больны и умом, больны и сердцем, больны в каждом проявлении нашей жизни. Во всём выражается наша болезнь, потому что она тотальная. Всё болит, от корней волос до дикой кожи на пятках. Всё, к сожалению, больно. Понятное дело, выздороветь можно только при одном условии – если человек этого очень захочет и будет этим заниматься. Если не выздоровеет совсем, то хотя бы попытаться подлечиться, чтобы можно было жить каким-то образом. Для этого Церковь и существует. Для этого Господь, как Вторая Ипостась Святой Троицы, Божественное Слово, пришёл на землю, стал человеком, чтобы до нас донести волю Божию. Господь сеет своё слово, но почва нашего сердца либо утоптанная, как дорога, или даже заасфальтированная или покрытая булыжниками. Семя падает на камни, ничего не прорастает. У других на каменистой почве, где полностью высыхает верхний слой, нет ни капли влаги, даже если прорастёт, мгновенно засыхает при первых лучах солнца. Или сердце закрыто сорняками, которые вырастают и глушат все семена доброго качества, которые сеял Христос. Добрая почва приносит плоды сторицею, а всё остальное бессмысленно. Господь описывает разные степени, а может быть этих степеней больше, приводятся только самые основные, но только добрая почва приносит плод. Каждый священник всегда этому радуется и даже ждёт, может, Господь пошлёт такого человека. Раз в месяц или раз в квартал появляется такой человек, который ищет спасения, который хочет угодить Богу. Каждый раз это особенная радость, подарок небес. В основном, когда встречается человек, который желает именно спасения, настроен на это, тогда говорить ему имеет смысл. Это утешительно не только для того, кто воспринимает слово Божие, но и для самого говорящего. Каждый ученик, который усваивает урок, даже задание на дом готов выполнять, радует учителя. Радость эта связана ещё с тем, что, когда человек готов воспринять слово Божие, тут обязательно присутствует благодать Святаго Духа, потому что слово Божие имеет в себе благодатную силу. Поэтому, когда не только ум (ум – это начальная стадия), а именно сердце человека усваивает слово Божие, тогда в это сердце изливается благодать Святаго Духа, а священник, который здесь присутствует, тоже ощущает это таинство слова. Конечно, благодать Святаго Духа и ему доставляет радость. Нет больше той радости, чем той, когда человек имеет общение с благодатью Святаго Духа.

Это редкая возможность, потому что в основном человек железобетонный, в него ничего не проникает, всё забетонировано, хоть говори, хоть нет, хоть убей. Как говорит русский народ – хоть кол на голове теши. Кто не знает, это очень легко объяснить. Берёшь жердь толщиной с руку, потому что кол именно такого диаметра. Ставишь на темя, берёшь топор и, как на пне, затачиваешь. Понятно, что каждый удар сначала приходится на дерево, а потом опускается на темя, а человек не реагирует. Тешешь ему на голове кол, а он, как пень, не реагирует. Дело совершенно бесполезное, поэтому что-то говорить смысла нет. Единственное усилие священника заключается в том, чтобы весь этот бессмысленный поток прекратить. Если взять задачу выслушать всё, что человек говорит, то таким образом можно будет исповедовать человека три всего, а надо сто. Абсолютно не только бесполезное, а даже вредное времяпровождение. Человек думает, что он совершает что-то угодное Богу, исповедуется, но на самом деле это не имеет никакого отношения к Таинству покаяния. Если говорить резко, это вообще кощунство, потому что является профанацией Таинства. Священник каждому после молитв исповеди говорит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Рядом со священником стоит Христос. Что же Он слышит? Слышит, как один взрослый человек морочит голову другому. Хорошенькое дельце. Да ещё отнимает время у того, кто мог в чём-то покаяться. Вот такая ситуация. А в чём причина? Причина в том, что не проникает слово Божие. Поэтому задача человека, я надеюсь, среди нас один-два таких есть, заключается в том, чтобы взрыхлить эту почву, удобрить её, увлажнить её. Взрыхлить, удобрить и увлажнить. Тогда что-то может вырасти.

И дальше: Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют (Лк. 8, 9-10). Это как раз о большинстве из нас. Слышать-то слышат, многие даже могут повторить, но понять и разуметь – нет. Поэтому говорится притча, а там уже хочешь – понимай, не хочешь – не понимай, хочешь – в энциклопедию загляни, хочешь – почитай какие-то книги по Закону Божию, где есть толкования. Приложи сам труд, вникни. Объяснять бесполезно, сеять на камни не имеет смысла.

Семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лк. 8, 11-15). Вот как замечательно сказано, Господь обязательно это помянул – плод можно принести только в терпении. Недаром Господь рассказал эту притчу, сравнивая с взращиванием растения, которое должно принести плоды. Духовная жизнь по трудности сродни сельскому хозяйству. Очень много потов нужно пролить, чтобы что-то вырастить. Здесь то же самое, нужно очень много терпения. Сразу не получается, чтобы в одно мгновение человек сделался бы из жадного щедрым, из хама сделался благовоспитанным, из грубого сделался нежным, из эгоиста сделался бы заботливым, из наплевательского отношения к людям сделался участливым и думающим о другом, как о самом себе. Нет, нужно много лет над этим трудиться, прежде чем это произойдёт с человеком. Только пришедшая в сердце благодать может преобразить человека. Вот такое Таинство покаяния, когда человек был один, а потом благодать Святаго Духа его переквашивает в совершенно другого, в противоположного тому, кем он был. Он был грешником, а становится праведником, причём праведником в Евангельском понимании этого слова.

Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит (Лк. 8, 15). Нам нужно как-то постараться это услышать, это запомнить, это понять, а самое важное – усвоить это сердцем, потому что все желания исходят из человеческого сердца, а не от ума. Ум уже подсказывает человеку, как этого достичь – кого-то убить надо, где-то кого-то ограбить, что-то украсть, чтобы достичь каких-то своих целей. А здесь всё иначе – если человек возжелает достичь Господа Бога, он будет слушаться Его в том, как этого достичь, на это как раз потратит свою жизнь. Вот это, собственно, и требуется. Господь хочет нас этому научить. Почему? Он хочет нас спасти. С какой целью? Чтобы взять нас к Себе. Ему очень дорого общение с нами, потому что мы Его чада, Он нас любит, но мы сами знаем, что есть такие люди, общение с которыми невозможно. Это может быть даже родная мать. Она может быть такова, что общение с ней невозможно. Как это ни прискорбно, приходится это общение прерывать даже с родной матерью. Относиться к ней почтительно, по заповедям Божьим, но общение невозможно. Такие случаи бывают нечасто, но постоянно с этим сталкиваюсь. Люди приходят и советуются, как быть – с одной стороны, она мать, а с другой стороны, только позвонишь, орёт, мат-перемат, проклятия. Ну и какая радость и нам, и ей, которая проклинает? Мы-то знаем, что, когда проклинают, надо благословлять. Бог тебя благословит и подаст тебе доброго здоровья, чтобы твои нервишки успокоились, и Господь нашёл бы способ тебя утешить. А ей-то каково такое бесиво переживать? А когда прервёшь общение, уже гораздо легче и той стороне, и ей. Всякие бывают совершенно жуткие обстоятельства. Так и Господь, Он никому Себя не навязывает, никому ничего не запрещает. Некоторые говорят: «Церковь запрещает». А как? Нет, Церковь только даёт каждому человеку, кто хочет услышать, абсолютно бесплатные советы. Эти советы направлены исключительно на спасение данного человека. Он может это принять, может отвергнуть. Это папа с мамой могут в угол поставить, могут чего-то лишить, могут в конце концов наподдать, а Господь – нет. Господь максимум, что может – это прервать отношения с человеком. Ты хочешь, ты сам всё знаешь, ну поживи один. И к чему это приведёт? Обычно приводит человека в такую ситуацию, когда он начинает жалеть, плакать, раскаиваться, молиться даже. К сожалению, очень часто, когда отношения с Богом восстановились, всё начинает налаживаться, человек тут же забывает, будто птицы ухватили это семя и унесли, и начинается всё с начала. Очень важно сохранять верность Богу. Спасение, хотя оно дано для всех, но мы знаем из слов Господних, что не каждый готов это усвоить, совсем не каждый. Мешают всякие многие вещи, Господь перечисляет некоторые из них. Даже богатство может отвлекать человека, какие-то удовольствия, наслаждения. Всё время от спасения что-то отвлекает. Человек всё время в поисках суррогатов. Почему? А потому что нет терпения. Человеку нужно всё и сразу, а если нет, то, как маленький ребёнок в магазине игрушек, бросается на пол и требует, чтобы ему купили это и это. Ясное дело, что с Богом такие отношения невозможны. К сожалению, человек сам лишается спасения. Спасение – это налаживание отношений с Богом, со своим Отцом. Как в притче о блудном сыне – это вернуться в отчий дом. Но в чужой монастырь со своим уставом не ходят, мы должны принять волю Божию, только так. Это не мы создавали, а Господь, поэтому мы должны принять то, что Он хочет видеть от нас. Если кто с этим согласен, то милости просим, идите наследуйте Царство, которое вам уготовано ещё перед тем, как мир создавался Богом. Не хочешь? Пожалуйста, иди во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов (см. Мф. 8, 12). Это не Господь кого-то наказывает, а, к сожалению, каждый человек сам себе выбирает. Поэтому нам надо взрыхлять почву своего сердца покаянием, увлажнять слезами покаяния, всё время рыхлить эту почву, удобрять попытками исполнить заповедь Божию, молитвой, чтением Священного Писания, святых людей Божьих, которые за две тысячи лет перед нами прошли этот путь и, благодаря своему образованию, способны даже поделиться с нами, с последующим поколением. Как это бывает, очень многие люди приходят и говорят: «Не могу сформулировать». Вот они прекрасно сформулировали, чтобы каждый из нас, выбрав себе по уму и образованию книгу, читал её, разбирался, чтобы приблизиться к Богу.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/