Найти тему
Markin

«Запад ничего не знает о пинку-эйга, да и не должен узнать»

Пинку-эйга - жанр в японском кинематографе, популярность которого пришлась на 70-е годы 20-го века.

Фундамент для такого рода фильмов - женское тело, эротика, провокация и насилие, служащие метафорами для политических или социальных посланий.

Как верно подметил американский киновед Дональд Ричи, цитату которого я использовала в заголовке, для западной аудитории "пинку-эйга" мог представиться лишь как дешёвый и странный порнофильм, особенно в мире Голливуда, где каждая кинолента доведена до идеала, а эротических сцен - хоть отбавляй! К тому же, политические посылы бывшей страны альянса "оси" явно не должны быть поняты западной культурой, во избежание негативных политических настроений.

Для Японии же, данный жанр имеет особое значение и свою увлекательную историю происхождения.

Начнём с названия. В странах запада розовый цвет (яп. ピンク[pinku]) не носит в себе чётких эротический коннотаций. В Японии же, розовым цветом обозначается все, что может быть связано с поцелуями, ласками и иными телесными контактами.

Жанр "пинку-эйга" зародился в 60-х годах, тогда "Золотой век" японского кинематографа закончился, кинорынок накрыл кризис, а телевидение стало главным развлечением для граждан. Но, вот беда, законом была запрещена демонстрация обнаженных тел или половых актов по телевидению. Ночных кинотеатров в Японии так же не было. Тогда японские режиссёры поняли, в чем их предназначение.

Такие фильмы окупали себя (а хочется отметить, что жанр этот был совсем не затратный) в первые дни проката.

Давайте познакомимся поближе с самым первым "розовым" фильмом авторства Кодзи Вакамацу "Тайное действие за стенами" 1965 года.

Фильм встречает нас сценой секса мужчины и женщины. Сам акт скрыт от глаз зрителя, но по фрагментам тел персонажей, мы можем увидеть, как тело мужчины поражено лучевой болезнью, что является результатом ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, а за кроватью висит портрет Сталина. Здесь мы видим удачное зеркало политики тех времен как вуайеризма.

В своей более поздней работе "Ангелы и насилие" 1967 года, Вакамацу, через гиперболизацию, показывает нам то, как ненависть к женщинам переходит в настоящий садизм над оными.

В 70-х годах "розовые" фильмы перестали быть уделом маленьких независимых режиссёров, и стали национальным мейнстримом.

Фильмы "пинку-эйга" могут быть разными по своей сущности. Это может быть открытый политический посыл на фоне тел двух возлюбленных, это может быть эксплуатация женского тела в криминальных обстоятельствах с большим количеством эротических сцен, как в фильме "Госпожа Кровавый Снег", а также это может быть обычный лёгкий боевик с женскими персонажами в главной роли.

Нельзя не заметить то, что со временем запад, все же, перенял этот жанр в своей интерпретации. Самый популярный западный фильм, который можно отнести к данному жанру - это "Убить Билла" Квентина Тарантино, который никогда не скрывал своей любви к азиатскому кинематографу.

От себя могу добавить, что "пинку-эйга" достаточно хорош для своего времени, но его первоначальные версии для среднестатистического современного человека смотрятся очень дёшево, малопонятно и странно. Мне уже не 20, когда я смотрела фильмы по принципу "чем страннее - тем круче", так что теперь я могу смотреть такие фильмы очень избирательно, какие-то меня зацепят, а какие-то задушат, поэтому из того, что упомянуто в статье, могу посоветовать к просмотрю только "Убить Билла" (1,2) и "Госпожу Кровавый Снег".

А вам нравится жанр "пинку-эйга"?