В комментариях к статье, где мама делилась своей непростой ситуацией связанной с особенностями дочери с расстройством аутистического спектра, можно увидеть небывалое единство. Большинство комментаторов предлагают сдать девочку в спец. учреждение и забыть как страшный сон.
Но встречаются и редкие голоса тех, кто находится в недоумении от таких советов:
Так нормально ли то, что большинство людей так единодушно призывает к «спартанскому» поведению по отношению к «слабым звеньям» нашего общества и чьей-то семьи? Или же это говорит о том, что наш социум очень болен? И вообще, ужасны ли эти советы или наоборот благи? Давайте порассуждаем.
В человеческой природе - судить. Однако...
Если кто-то ожидает, что я, как психолог, сейчас быстренько раздам всем «жестоким негодяям» по щам и начну проповедовать абсолютное принятие и заботу обо всех, вне зависимости от ситуации, то вы неправильно понимаете функции психолога.
В этой статье, я не раздаю моральных оценок, как и не устраиваю судилищ. Моя скромная задача – в меру своих познаний и профессионализма попытаться помочь всем заинтересованным разобраться в психологической природе и мотивах человека. А это в свою очередь, действительно может привести к чуть бОльшей толерантности и восприятию других мнений, людей и событий.
Причины таких "жестких" советов
Итак, что же всё-таки кроется за такими жёсткими советами как «сдать ребёнка в интернат»? И почему они доминируют?
Я выделила три основные причины:
- Желание помочь.
- Влияние собственного стресса, фрустраций и жизненного опыта.
- Не всегда хорошая осведомлённость о специфике РАС (расстройство аутистического спектра).
Разберём их по порядку.
1. Желание помочь
На самом деле, как ни парадоксально это может показаться, но большинством таких «жёстких» советчиков действительно движет искреннее сочувствие и желание как-то помочь жертве ситуации, в данном случае маме аутистичной девочки.
Для кого-то такие советы могут показаться негуманными или даже жестокими, но в реальности у большинства этих комментаторов вовсе нет жестокого отношения к людям. Как раз-таки наоборот, в их понимании страдания женщины закончатся или значительно снизятся, если ребёнок с диагнозом более не будет рядом.
Сам ребенок при этом действительно выпадает из фокуса внимания, и эмпатия к нему не просыпается в силу: 1. Его проблемного поведения; 2. Его непохожести на других детей; 3. Рационализацией по типу «он всё равно ничего не понимает».
2. Влияние собственного стресса, фрустраций и жизненного опыта
Склонность к довольно радикальным советам в некоторых случаях объясняется собственной фрустрированностью людей. В психологии давно известно, что одним из частых ответов на фрустрацию (невозможность реализовать то, на что у вас есть мотивация) является агрессия.
Хронический стресс, ощущение жизненного «болота», отсутствие личных перспектив способствуют накоплению раздражения, которое просто ищет выхода и не важно где. О какой уж тут эмпатии или толерантности может идти речь! Находясь в таких состояниях нам часто бывают ближе суждения по типу «казнить их всех!», даже если мы сами по себе очень хорошие люди и способны к глубокому сопереживанию. Однако, тяжёлая жизнь ожесточает сердца.
3. Не всегда хорошая осведомлённость о специфике РАС (расстройство аутистического спектра)
В нашем обществе ментальные расстройства до сих пор окружены множеством мифов и стигм. У людей, зачастую, просто нет осведомленности о реальных особенностях, поведении и возможностях людей с диагнозами. Многие не знают, ЧТО такие люди в действительности способны чувствовать или как склонны себя вести.
Из-за этого у некоторых возникают страхи и предрассудки по отношению к детям с особенностями. А от того что вызывает страх или чувство опасности, всегда возникает инстинктивное желание отстраниться.
Такое отношение можно встретить и в комментариях к обсуждаемой статье. Некоторые люди высказывают опасения о том, что девочка будет агрессивна и даже способна «убить» своих родителей. Некоторые считают, что она просто не способна к сочувствию, что лишает её человечности.
Но в реальности аутизм вовсе не означает наличие психопатии (вот они действительно на уровне биохимии мозга почти не способны на сочувствие). Аутисты испытывают сложности с когнитивной эмпатией, но вовсе не с эмоциональной. То есть, им бывает сложно распознать эмоциональное состояние человека, но при этом они не лишены способности, при определенных обстоятельствах, чувствовать состояния других и отвечать на них/сопереживать.
Что же касается агрессии, то в большинстве случаев ко взрослому возрасту у аутистов она снижается, особенно если их удалось научить другим способам выражения дискомфорта. Однако у части из них (по разным оценкам 9-18%) склонность к агрессии действительно сохраняется и после пубертата.
Но тут нужно помнить, что РАС – это спектр, и степень эмоциональных и ментальных способностей ребенка к адаптации будет очень сильно варьироваться в разных случаях. И в большинстве случаев она (способность к адаптации) не нулевая.
Сложности следования таким советам
На практике таким радикальным советам бывает сложно следовать, ведь одно дело «развести руками беду другого», а другое – самому эмоционально столкнуться с реальностью жизни с аутистичным ребёнком.
Дело в том, что многие родители таких детей, помимо понятной боли из-за всей ситуации, также испытывают сильнейшую любовь и привязанность к чаду. Вариант «отдать» для таких может быть просто неприемлем.
Ну и в зависимости от социальных и экономических возможностей семьи и места проживания, у многих просто нет доступа к такому ресурсу как «сдать» ребёнка в специализированный интернат. Особенно если речь идёт о поиске хороших учреждений, где бы о ребенке заботились не в стиле «карательной психиатрии».
Как на самом деле лучше поступить маме девочки?
Безусловно, нам бы всем хотелось иметь правильные решения для всех жизненных ситуаций. Это было бы супер удобно – произошла в жизни какая-то «попа», взял каталог правильных решений и выполнил. Красота!
Но реальная жизнь — это не утопия. Бывают как ситуации, не имеющие «неправильных» решений (например выбор обеспеченных молодоженов, куда бы поехать, на Бора-Бора или на Мальдивы), так и ситуации не имеющие «правильных» решений, как в случае героини статьи.
В такой ситуации, как у мамы этой девочки, каждое решение будет сопряжено со своими проблемами и выгодами. И в рамках закона мама имеет полное право решать, какая жизненная стратегия для неё лично будет являться наиболее приемлемой.
В зависимости от ресурсов семьи, жизненных приоритетов и целей, это может быть как и определение ребёнка в учреждение, так и полное посвящения себя его воспитанию и обучению (ну и все варианты посередине). Ни одно из решений не является плохим или хорошим. Они все имеют право на существование.
В таких ситуациях цель – найти свой личный оптимум.