Найти тему

Крестьяне Вологодской губернии. Описание 1850 года.

Текст 1850 года. С оригиналом можно ознакомиться по ссылке. О том, как заселялась Вологодская губерния и ее территориальные границы на середину 19 в. описаны здесь

Едва ли где-нибудь можно найти людей более счастливых, чем сельские жители северных уездов Вологодской губернии, если только под словом счастье понимать довольство настоящим своим положением, и отсутствие всякого желания переменить его на другое. Все жизненные потребности крестьян весьма ограничены и приобретение их не сопряжено с большими затруднениями. Одежду носят они простую, тканную дома, и страсть к щегольству мало заметна даже между женским полом; при повсеместном изобилии в лесе, постройка всего необходимого для хозяйства обходится весьма дешево; пищу сельские жители употребляют самую грубую и дешевую, преимущественно тухлую сойду и полтусину, привозимые из Архангельска; грибы сушеные, лесные ягоды, квашенное молоко и т.п. Даже хлеб в некоторых местах Сольвычегодского, Яренского и Устьсысольского уездов, не составляет необходимой потребности, и заменяется в неурожайные годы пихтовою корою. Обеспечив себя в отношении к скромным нуждам своим, Вологодский крестьянин, предоставленный самому себе, вполне счастлив: он ничего более не желает, никому не завидует. Его благополучие возмущается только усилиями, которые употребляет правительство, чтобы вывести его из этого дремотного состояния и развить его деятельность. Несмотря на всю покорность свою местным властям, крестьяне в душе своей не имеют доверенности; все нововведения пугают их, и они приписывают их своекорыстному произволу ближайшего своего начальства; тщетно станете объяснять Вологжанину всю пользу нововведения; у него всегда на уме, если не на языке, вертится готовое опровержение: старики наши жили по старинному, а жили лучше нашего. Образцом благоустройства и благосостояния кажется крестьянину то время, когда каждый мог веселиться где хотел, рубил без спросу всякое, полюбившееся ему дерево и, наконец, пускал пал на несколько сот верст, чтобы очистить себе место для посеву.

Одежда Вологодской губернии. Этнографические эскизы Федора Григорьевича Солнцева (1801—1892) — русского художника, архитектора и историка.
Одежда Вологодской губернии. Этнографические эскизы Федора Григорьевича Солнцева (1801—1892) — русского художника, архитектора и историка.

Эта привязанность к старине и отвращение от всякого движения вперед составляют основу Вологодского поселянина, из которой проистекают все добрые и все дурные качества его. Корыстолюбие, зависть, недоброжелательство к ближнему, не помрачают здесь тех прекрасных свойств, которыми русский простолюдин так щедро одарен природой. Вологодский крестьянин очень добродушен и кроток, но он груб в обращении, неприветлив с незнакомым и подозрительно смотрит на него, как бы ожидая от него чего-то недоброго, особенно если этот человек не одного с ним состояния. Гостеприимство считается здесь обязанностью каждого; малейшая плата за оказанную услугу принимается с величайшею благодарностью, и часто крестьянин совестится взять деньги за то, что по мнению его не стоит никакой платы. Честность сельских жителей в северных уездах беспримерная, и рассказы о ней могут даже показаться преувеличенными тому, кому не случалось на опыте удостовериться в их справедливости. Можно смело оставить на столе, в любой избе, свой кошелек с деньгами, никто не тронет их. Во многих отдаленных местах употребление замков вовсе неизвестно; двери и сундуки запираются простыми замками. Заметим, впрочем, что под словом честность должно подразумевать здесь отсутствие воровства и исправность в уплате долгов; обманы в торговле здесь случаются, но и то не часто.

Чем далее, начиная от западной и южной границы губернии, углубляешься во внутрь ее, тем более и более открываются в жителях приметы финского происхождения их. Жители уездов Грязовецкого, Вологодского и Кадниковского мало представляют особенного от обитателей восточных уездов Новгородской губернии, хотя и редко отличаются от ярославских соседей своих, которым они значительно уступают как в физическом, так и в умственном отношениях. В уездах: Тотемском, Вельском, Устюжском, Сольвычегодском и Никольском жители уже явно носят на себе следы неславянского происхождения; в физическом отношении: низкий рост, неправильные лишенные всякой растительности черты лица; в нравственном – отсутствие умственной энергии, совершенное равнодушие к улучшению своего быта, злопамятство, недоверчивость, и, вместе с тем, строгая честность, - все эти качества, свойственные Вологодским поселянам, гораздо чаще замечаются между финскими племенами, чем между народами славянского происхождения. В некоторых частях Яренского уезда теперь еще явно происходит процесс преобразования финско-зырянской национальности в русскую; здесь жители говорят языком составленным из зырянских и русских слов; молитвы, приветствия, песни, пословицы у них русские, между тем как названия предметов, служащих для домашнего обихода, еще зырянские, но последние более и более выходят из употребления и постепенно предаются совершенному забвению. Отвыкнув говорить по-зырянски, крестьянин считает себя уже русским и смотрит на зырянина как на чужеземца. Большая часть Яренского и почти весь огромный Устьсысольский уезд населены зырянами, но за исключением самых отдаленных мест на Удоре и Печере, русский элемент проникает всюду, и нет сомнения в том, что некогда зыряне, как отдельный народ, исчезнут до последнего человека с лица земли и национальность их поглотится совершенно русскою.

Молодуха в будничной одежде. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, д. Усть Топса, 1911 год.
Молодуха в будничной одежде. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, д. Усть Топса, 1911 год.

Кроме этого, главного разделения жителей Вологодской губ. На русских и зырян, замечается между ними значительное разнообразие в отношении к их нравам, степени образованности, наружному виду и наречию. Сельское народонаселение расположено по течению рек, отдельными обществами, между которыми находятся обширные, необитаемые пространства и которые потому имеют весьма много сообщения между собою. Это обстоятельство естественным образом способствует сохранению местных особенностей до такой степени, что даже жители одного и того же уезда нередко кажутся принадлежащими к совершенно отдельным племенам. Так, например, в Тотемском и Вельском уездах, по течению реки Кокшеньги, живут потомки Новгородцев, бежавших сюда в царствование Иоанна Грозного. Эти Кашкары, как называются они у местных жителей, представляют во всех отношениях так много особенного, что Кашкара можно легко узнать в целой толпе народа.

Тоже самое можно сказать о жителях долины Пинеги в Сольвычегодском и о Удорцах в Яренском уезде.

Источиник: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. – СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. – Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.

Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. – 1850-1853.

Т. 2, ч. 3 : Вологодская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, ОБР. На месте, сост. Услар]. – 1850. – [6], 382, [46] с., [13] л. Табл. : табл. – На шмуцтит. Загл.: Военно-статистическое обозрение Вологодской губернии.