Лука был великим художником. У него были длинные волосы пепельного цвета, лоснящиеся от жира при дневном свете, он носил широкие рубашки, свободные льняные штаны и рассуждал об искусстве так, как будто каждое его слово автоматически фиксируется золотом на каменных скрижалях, чтобы остаться в памяти благодарных потомков. Он с пренебрежением смотрел на соседей по отделению, игнорировал их вопросы, считая их никчёмными и жалкими посредственностями, не способными даже слегка приблизиться к осознанию дум великого ума. На его лице чаще всего была маска отвращения, которую он не пытался скрывать даже при общении с врачами и медсестрами, пытаясь склонить их к пониманию того, как им повезло говорить и лечить такую персону, как он.
Но у великого художника Луки всё же была проблема. Он не написал ни одной картины. Замысел его произведений был настолько масштабным, что не позволял подступиться к мольберту раньше, чем художник овладеет техникой в совершенстве. Лука не чувствовал потребность учиться, он считал себя гением и был уверен, что дар снизошёл на него в момент рождения, а природный дар не требует подтверждения дипломом. Поэтому Лука терпеливо ждал, когда получит сигнал свыше и поймёт, что подходящий момент настал. До этого времени, в течение пятнадцати из своих тридцати двух лет, Лука готовился, рисуя эскизы своего произведения карандашом в обычном альбоме и нещадно критикуя всех без исключения художников, кто «осмеливался» предъявлять свои «серости» миру.
По словам его матери, Лука так и не купил мольберт. Иногда, впрочем, его накрывала сильнейшая ярость, в порыве которой он бросался жестокими обвинениями в родителей, упрекая их в том, что именно из-за них он не может полноценно реализоваться как художник. Это они не дали ему лучшего в мире образования, будучи сами посредственностями, не имеющими высоких запросов и не способных понять, что нужно было их исключительному сыну. Больше вех доставалось отцу: в него летели копья грязных ругательств, самым невинным из которых было «никчёмный обыватель». Интенсивность яростных эмоций была столь велика, что однажды Лука схватил нож и с горящими от ненависти глазами бросился на отца. Чудом тот успел увернуться от удара, а Лука поехал в больницу.
Так несчастный человек с бредом величия, не умеющий проживать свою жизнь, оказался в клинике. Человек с бредом величия (или манией величия, или мегаломания) переоценивает свою значимость, способности, считает, что он имеет особый статус, вплоть до абсолютного всемогущества. К этому приводит расстройство мышления, при котором происходит искажение в процессе логической обработки информации, появляются не соответствующие реальности представления и убеждения, что приводит к неадекватному поведению, проявляющемуся в проигрывании роли известного, богатого, гениального человека. Бред величия не существует сам по себе, он формируется как симптом паранойи или маниакального синдрома и диагностируется у пациентов с биполярным-аффективным расстройством или шизофренией. Соответственно, и лечение бреда сопряжено с лечением основного заболевания.
Лука проходит обследования, за ним наблюдают, пытаясь понять, когда и что пошло не так, в какой момент он начал воспринимать реальность иначе. Лука помогал врачам, хоть и невольно. Однажды, в процессе рассказа о своей жизни, он упомянул о том, что в возрасте восьми лет почувствовал, как отец ненавидит его. Мальчик пытался всячески заслужить его любовь, старался хорошо себя вести и отлично учиться, но все было напрасно. Точнее, ребёнок воспринимал это именно так. Когда ребёнок чувствует, что его не любят, поток любви к родителям поворачивает вспять, назад, превращаясь в ненависть и таким образом защищая его от разрушающего отчаяния.
Мальчик Лука решил, что ему проще ненавидеть отца, чем «нелюбимого» себя. А заодно ненавидеть всё, что так или иначе связано с объектом ненависти. Обычный клерк, менеджер в офисе, рутинной работой достойно обеспечивающий семью, стал «обывателем» и «офисным планктоном». «Как он может так жить?!» – в сердцах восклицал Лука на сессиях с психотерапевтом. «Я никогда не буду таким, как он!» Решение, пусть и неосознанное, принято и действует. «Я сделаю всё, чтобы не быть похожим на своего отца. Если он – посредственность и обыватель, я стану великим!»
Но вот беда. Реализовать великую цель оказалось непросто, сил не хватило. Вот он, ещё один внутренний конфликт: мои возможности не соответствуют моим ожиданиям. Пытаясь прожить свою жизнь «от противного», Лука лишает себя возможности проживать её здесь и сейчас. Он не живёт, а существует. Рано или поздно все конфликты решаются, так как эмоциональное напряжение, которое они порождают, требует выхода любым путём, даже через агрессию и психоз. Так они заявляют о том, что необходимо срочно что-то менять. Может начать жить? В реальности. Не в этом ли главное величие?
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.