Найти тему
Требую адвоката!

Улыбнитесь, вас снимают!

С 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 29 мая 2023 г. N197-ФЗ, дополнивший Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" новой статьей – 22.1.

В Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности внесены изменения, регламентирующие использование на дорогах работающих в автоматическом режиме стационарных, передвижных и мобильных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения. Соответствующие положения содержатся в новой статье 22.1 этого закона, которая вступила в силу с 01 сентября 2024 года.

Предусмотрено, в частности, что дорожные камеры должны быть утверждены в установленном порядке в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке, а также осуществлять фиксацию в зоне своего обзора всех нарушений правил дорожного движения, для выявления которых они предназначены, независимо от усмотрения и без какого-либо непосредственного воздействия на них человека.

Определена процедура принятия решения о размещении камер на дорогах, а также об их отключении и демонтаже.

Порядок размещения стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации установит Правительство РФ. При этом в законе перечислен ряд положений, которые в том числе должны быть предусмотрены в таком НПА. Такими являются:

1) стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации устанавливаются только:

а) на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств в целях контроля за соблюдением правил дорожного движения на такой полосе;

б) на аварийно-опасных участках дорог;

в) на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошло четыре и более дорожно-транспортных происшествия с материальным ущербом одного вида, или произошло два дорожно-транспортных происшествия одного вида, или четыре дорожно-транспортных происшествия независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди;

г) на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;

д) в местах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорог, а также других работ, требующих введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дороге;

е) на пешеходных переходах;

ж) в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;

з) на перекрестках;

и) в местах, определяемых при осуществлении контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения;

2) места установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации должны располагаться таким образом, чтобы зона контроля таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации начиналась на расстоянии не менее 150 - 300 метров от дорожного знака, обозначающего место установки таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации;

3) места установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации, обеспечивающих контроль за соблюдением правил дорожного движения в границах населенного пункта, должны располагаться таким образом, чтобы зона контроля таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации начиналась на расстоянии не менее 100 метров от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта;

4) места установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации должны быть обозначены техническими средствами организации дорожного движения, в том числе дорожными знаками, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

5) передвижные средства фиксации устанавливаются на период до прекращения обстоятельств, послуживших причиной для их использования;

6) зоны контроля различных стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и (или) мобильных средств фиксации при фиксации одних и тех же видов нарушений правил дорожного движения не должны иметь общие контролируемые участки;

7) особенности технических характеристик стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации должны предусматривать возможность передачи данных в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации;

8) перемещение передвижных средств фиксации с мест их установки в процессе их работы не допускается;

9) фиксация нарушений правил дорожного движения мобильными средствами фиксации допускается только во время участия в дорожном движении транспортных средств, на которых установлены такие мобильные средства фиксации, в пределах дороги.

Информация о местах установки стационарных и передвижных средств фиксации, а также маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации (с указанием географических координат мест установки и маршрутов движения и контролируемых ими условиях и режимах движения с указанием видов фиксируемых нарушений правил дорожного движения) будет общедоступной. Ее будут размещать на сайте МВД России.

Закреплено, что фиксация нарушений ПДД камерами, которые не отвечают установленным требованиям, и передача полученной с их помощью информации в уполномоченные органы не допускаются. Если нарушение все же зафиксировано, то полученная с помощью таких средств фиксации информация не должна использоваться для привлечения водителей к административной ответственности.

Предусмотрено, что расходы, связанные с содержанием средств фиксации, обработкой и рассылкой материалов по делам об АП в области дорожного движения, зафиксированных с помощью камер, а также почтовые расходы, возникающие в связи с рассмотрением жалоб на постановления по указанным делам, финансирует уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в рамках осуществления дорожной деятельности (вне зависимости от формы собственности и значения дорог, на которых размещены такие средства фиксации).

Закон вступил в силу 1 сентября 2024 г. При этом установлено, что стационарные, передвижные или мобильные средства фиксации, решение об использовании которых на автомобильных дорогах и улично-дорожной сети принято до 01.09.2024, могут использоваться на дорогах для фиксации нарушений правил дорожного движения при условии соблюдения в отношении них требований, установленных новой статьей 22.1 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и принятым в соответствии с ней актом Правительства РФ.