Найти тему

Какую одежду носили женщины коренных народностей Северной Америки?

Известно, что одежда народов, с которыми в XVI веке встретились британские и французские пионеры в Северной Америке, была простой. Женщины охотничьих племен использовали парные квадратные куски оленьей кожи, чтобы закрыть паховую и ягодичную области, или прямоугольный, чтобы обмотать бедра наподобие саронга. Эти подобия юбок обычно украшались ракушками, зубами животных и твердыми семенами.

-2

В районах, где были каменистые почвы или росли колючие кустарники, на ноги надевались сандалии.

Судя по источникам и старинным рисункам, ничего сходного с топами или бра женщины не знали, но могли, например, надевать свои травяные юбки не на талию, а через одно плечо. К одежде обязательно прилагались бусы, татуировки, орнаменты на коже охрой или другими натуральными пигментами. Большое значение в таком костюме играли плетеные шнуры, потому что благодаря им одежда и украшения держались на теле.

Знакомство с тканью, прежде всего шерстяной, которую привезли белые переселенцы, произвела революционные изменения в костюме коренных американцев. Уточним, что жители Южной Америки умели производить прекрасные ткани из шерсти альпаки, жители Мезоамерики производили текстиль из волокон агавы и хлопка. Но народы, жившие на север и восток от пуэбло, с ткаческими технологиями не были знакомы.

Женщина народа чикасо (чикасавы)
Женщина народа чикасо (чикасавы)

Однако уже в 1653 году голландский политик и этнограф Адриан ван дер Донк сообщал:

«Женщины [племени ирокезов] носят длинную шерстяную ткань полной ширины [165 сантиметров или 65 дюймов] и в четверть [90 сантиметров или 35 дюймов] длиной, которая идет на полпути вниз по ноге. Это как юбка, но под ней они носят оленью шкуру, которая также обхватывает талию и оканчивается остроумными острыми краями и бахромой. Более состоятельные женщины и те, кто любит это, носят такие юбки, полностью вышитые вампумом... Для покрытия верхней части тела мужчины и женщины используют полотнище из грубой ткани (duffel) полной ширины, то есть девять с половиной локтей, и около трех локтей, то есть 210 сантиметров (83 дюйма), в длину. Обычно его надевают через правое плечо и завязывают узлом вокруг талии и оттуда свисают до ступней».

Постепенный переход с кожи и растительных материалов на тканые происходил весь XVIII век, естественно, по мере продвижения белых на запад и встречи с новыми народами. Для коренных жителей Америки это было трудное время, обязывающее их приспосабливаться к новым соседям, определяться со своей идентичностью и строить стратегические планы на будущее.

Изображения того периода показывают, что индейцы носили одежду, которую можно сравнить с древнегреческой. В ее основе переброшенный через правое плечо и закрепленный на талии поясом а-ля кусок материи. Женщины, особенно из числа живущих возле фортов (или в них), носили обычные европейские платья, а по прибытии в племя переодевались в мэтчкоаты и платья-обертки. Вероятно, именно в XVIII веке рубаха из оленьей кожи перешла из категории военных доспехов в повседневный гардероб. Ее женский вариант выглядел как объемный жакет, который носился с юбкой или имел подол до колен и шел в комплекте с ноговицами.

Под влиянием европейцев у коренных жителей стали появляться сходные предметы одежды. Так, в начале XIX века на просторах Великих равнин на смену юбкам и простым оберткам пришел фасон платья с боковым сгибом (side-fold dress). Оно представляло собой нечто вроде римского пеплоса: кусок буйволиной кожи обматывался вокруг корпуса и фиксировался на правом плече с помощью полики, образуя пройму; на левом крепился завязками.

Платье с боковым сгибом начала XIX века
Платье с боковым сгибом начала XIX века

Пользовалось популярностью в первой четверти XIX века и платье на бретельках (англ. strap dress) ― престижная одежда из мягкой оленьей шкуры. Оно изготавливалось из двух шкур, которые крепились на плечах с помощью лямок. В отличие от трехшкурного платья не имело рукавов, а в отличие от платья с боковым сгибом имело симметричный силуэт. В середине XIX века вышло из моды.

Платье на бретельках первой четверти XIX века
Платье на бретельках первой четверти XIX века

После 1830-х на смену платью с боковым сгибом пришло платье более простого кроя, представляющее собой оленью тунику прямого кроя длиной примерно до середины голени. Для его изготовления брались две шкуры, которые в отличие от мужской рубахи не разрезались, а использовались целиком (или чуть-чуть подрезался верх). Обе части совмещали и скрепляли так, чтобы передние ноги можно было использовать для рукавов, задние же слегка расклешивали подол и образовывали по бокам клинья. После 1850-го в конструкцию платья был добавлен третий элемент, так называемое ярмо, сделанное из третьей шкуры, расположенной перпендикулярно двум другим. В центре третьей шкуры делалось отверстие для головы, переднюю и заднюю части, теперь подшивали к нему. Края ярма и подол бахромились. В середине века индейцам стал доступен венецианский стеклянный бисер, которым в изобилии обшивались верх и подол. На декорирование такого платья женщина могла потратить год, весило оно 6-7 кг, и надевалось, разумеется, только по праздникам.

Трехшкурное платье
Трехшкурное платье

В следующем столетии женщины начали носить комплекты из юбки, жакета и мэтчкоата или платья и накидки, тем более что ткань (шерсть, хлопок, шелк) стала более доступной. Дополнялся комплект, как правило, узорным поясом и украшениями из серебра, перьев и полудрагоценных камней. Кожаная одежда сохранялась в женском гардеробе, но использовалась редко.

Представительницы племени черноногих. Женщина справа в мэтчкоате. Фото 1880-х.
Представительницы племени черноногих. Женщина справа в мэтчкоате. Фото 1880-х.

Многие племена освоили ткачество и выработали устойчивые предпочтения в области орнамента и цветовых решений. Многие индианки стилизовали свою одежды под европейскую.

Девушка из племени кайова в платье, стилизованном под европейское
Девушка из племени кайова в платье, стилизованном под европейское

Наконец, можно сказать о разделении мужского и женского костюма по европейскому принципу: платья, юбки, шали, серапе для женщин, штаны, жилетки и рубахи для мужчин.

Первое фото: Эдвард Х. Боос, нач. XX в., Монтана, Денверская публичная библиотека