Найти тему
Журнал МУЗилка

Откуда у «Божьей коровки» «Гранитный камушек». Вопросы истории песни - хита 90-х.

Оглавление

В 1995 году в музыкальный эфир залетела «Божья коровка» и принесла с собой «Гранитный камушек». Песня считается главным хитом коллектива, в котором солируют супруги Владимир Воленко и Наталья Шоколадкина.

«Не ходи к нему на встречу, не ходи, у него гранитный камушек в груди»,

- эти строки засели в памяти меломанов разных возрастов, но не каждый скажет, откуда они. И дело даже не в том, что о существовании группы «Божья коровка» многие слушатели уже не помнят или не знают. Основателю группы Владимиру Воленко авторство этой песни принадлежит лишь отчасти, а происхождение процитированных строк не вполне ясно и самому музыканту. «Гранитный камушек» - одна из тех песен, о которых написано много, но противоречиво, а факты соседствуют с предположениями. В «Журнале МУЗилка» такие сюжеты рассматриваются в рамках рубрики «Вопросы истории песни».

Как появилась «Божья коровка»

«Божья коровка» позиционирует себя как поп-рок группа, определяя жанровый диапазон лирическими песнями, интеллигентским шансоном и стилизацией под латино. Коллектив ведет свою историю с 1988 года и существует по сей день.

Перестройка и начало 90-х – время свободных творческих проявлений, когда многие артисты стремились выделиться, в том числе и внешним обликом. «Фишкой» образа коллектива стала яркая деталь гардероба – красный пиджак в черную крапинку. Сюжет программы «Включи настроение» передает информацию так, будто удачно придуманный образ и дал название коллективу, а не наоборот. Расцветку божьей коровки в аксессуарах, элементах одежды, прическах музыканты продолжают использовать до сих пор.

-2

Создавая в 1988-1989 году собственный музыкальный проект, сотрудник «Москонцерта», любитель музыкальных экспериментов Владимир Воленко решил заявить о себе нестандартным образом и музыкальной эстетикой «художественного панка». Так музыкант характеризует стилистику дебютной пластинки, записанной при поддержке группы «Дюна» на их студии. Первая попытка оказалась не вполне удачной, работа не снискала много внимания. В тот же период, с конца 1988 Воленко работает клавишником в группе «Мираж», набирается опыта в коммерческой музыке и в начале 90-х возвращается к деятельности в «Божьей коровке», но уже создает музыку в более популярной стилистике. С 1994 по 2000 год на позиции солистки-вокалистки с Воленко выступала Инна Анзорова.

-3

В 1995 году на лейбле «Союз» выходит второй альбом «Гранитный камушек», принесший группе широкую популярность. А его заглавная композиция превратила коллектив, по мнению некоторых слушателей, в «исполнителей одного хита». По итогам года композиция была номинирована на премию «Звезда», в категории «Лучшая песня».

В медийном пространстве того периода широко зазвучали сразу несколько песен, извлеченных из недр дворовой и народной культуры, популяризированные и актуализированные современными исполнителями, например «Сиреневый туман» в исполнении Маркина, или «Ветер с моря дул», долгое время остававшийся главным хитом Натали. «Гранитный камушек» от «Божьей коровки» – из той же серии. В интервью Воленко неоднократно подчеркивал её дворовый характер. История этой песни началась раньше, чем возникла группа «Божья коровка», она много лет пролежала в багаже у исполнителя.

Как Владимир Воленко нашел «Гранитный камушек»?

В начальной версии песня с тем же центральным образом и заглавной строчкой появилась не позднее 70-х годов XX века. Об обретении Владимиром Воленко мотивов будущего хита рассказывают две разные истории, опирающиеся на слова самого музыканта. Его первое соприкосновение с песней произошло ещё в подростковом возрасте. Прообраз хита Володя услышал, отдыхая в пионерском лагере, когда ему было 13 лет. Парень только учился играть на гитаре, и на известных четырех аккордах стал петь эту песню, она понравилась сверстникам, её подхватил весь отряд. В дальнейшем музыкант изрядно переделал исходный текст, дописал к нему несколько куплетов.

В датированных 2023 годом материалах изданий «Russia Today» и «Аргументы и факты» со ссылкой на рассказ Владимира Воленко сообщается, что эту песню музыкант привез из этнографической экспедиции, будучи уже студентом музыкального училища. Разъезжая по деревням, он собирал и записывал варианты песни с разными текстами и отличающимися музыкальными мотивами, а потом на их основе создал свой собирательный вариант, обнародованный перед широкой публикой лишь в 1995. Сам музыкант в интервью подчеркивал, что эта песня «была известна уже много лет», что только способствовало широкой популярности её эстрадной версии.

Два эпизода не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Услышанная в детстве песня вызвала интерес, и уже в студенческие годы стала объектом исследования, а в дальнейшем была выпущена в переработанном варианте – звучит вполне правдоподобно.

Получается, что широко известный хит группы «Божья коровка» - интерпретация Владимиром Воленко народной песни.

Проблема авторства

Авторство песен, принесенных в эстрадный дискурс «из народа», зачастую установить невозможно. Но когда песня становится хитом, обязательно найдутся те, кто заявит, что именно они или их родственники, близкие друзья когда-то это написали. Так случилось и с «Гранитным камушком». Потенциальных претендентов на авторство оказалось много. Наиболее обсуждаемая претензия прилетела из Якутии. Автором одного из вариантов текста назван житель региона, оленевод по роду деятельности, а также поэт и музыкант Андрей Громов. Он был локально известен под псевдонимом «Агди», восходящем к его русской фамилии. Агди в переводе с якутского языка означает Гром. Согласно этой версии, в первоначальном варианте произведение называлось «Песня оленевода».

Популярный хит 90-х в том виде, в каком мы его знаем, мало похож на творение оленевода, у него иная эстетика и колорит, на что обратил внимание Владимир Воленко:

«У этой песни чисто городской менталитет и подъездный стиль. Никакому оленеводу это никак не может подходить».

Музыкант, интерпретировавший и популяризировавший композицию, скептически отнесся к этой версии.

Предполагаемого автора Андрея Громова не стало в 2006 году, но споры вокруг его причастности к «Гранитному камушку» продолжились и после его ухода из жизни.

Степень доказанности в источниках освещается по-разному, одни преподносят Андрея Громова как безапелляционного автора поэтического первоисточника, другие лишь как «наиболее вероятного». Пишут, что вдове и друзьям оленевода удалось собрать доказательства и даже получить авторское свидетельство. К исследованию этой версии подключились представители академического сообщества, ученые-филологи. Профессору Северо-Восточного федерального университета Варваре Белолюбской удалось отыскать стихотворение «Гранитный камушек» в материалах IV Всесоюзного семинара писателей народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, проходившего в 1988 году. Упоминается также о журнальных публикациях текста в конце 80-х.

Стихи Громова существенно отличаются от текста песни "Божьей коровки". Вот как выглядят первые два катерна в опубликованном в сети варианте приписываемом Андрею Громову-Агди:

За деревней шум деревьев, ветра вой,
На тебе платочек нежно-голубой,
Не ходи к нему на встречу, не ходи,
У него гранитный камешек в груди.

Он полюбит и разлюбит через час,
Он заглянет в глубину девичьих глаз,
Он слова любви красиво говорит,
Только каменное сердце не болит.

Совпадают только последние строки. Это соотносится с официальной версией версией о том, что исходные стихи были существенно исправлены Владимиром Воленко, переделаны на городской лад и собраны из разных версий песни.

Нельзя не обратить внимание на то, что первое знакомство Воленко с песней и его изыскания в археологической экспедиции по времени предшествовали указанной датировке публикации текста.

Вероятно, у «Гранитного камушка» не один первоисточник. Как это часто бывает, разные версии, мотивы, строки известных и неизвестных авторов переплетались друг с другом, дописывались и переписывались интерпретаторами. Самым медийным из них оказался Владимир Воленко, выпустивший этот хит от своего лица с группой «Божья коровка».

Вопросы у слушателей возникли не только к происхождению текста, но и к музыке. Песню назвали плагиатом. В проигрыше обнаружилось сходство с композицией Криса Ри « The Road to Hell» из одноименного альбома 1989 года.

Казалось бы, причем тут трек британца, если первоисточник «Камушка» напевали в СССР ещё в 70-х.

- «Дорога в ад» и «Гранитный камушек» не имеют ничего общего. Там блюзовая тема, а у нас конкретно подъездная,

– говорил Владимир Воленко.

Очевидно, что западные мотивы и «нотки» Криса Ри просочились в песню на этапе создания эстрадной версии в 90-х. Здесь свою роль играет и дух эпохи. С падением «железного занавеса» отечественные музыканты стали больше ориентироваться на запад, стремились следовать музыкальной моде, а потому нередко вдохновлялись зарубежными мелодиями, иногда «подсматривали» и откровенно «сдирали».

«The Road to Hell» – не единственная англоязычная композиция, с которой сопоставляли «Гранитный камушек». Российские меломаны обнаружили ещё один возможный источник вдохновения – «Lonely In Your Nightmare» группы «Duran Duran». Песня датирована 1982 годом, издана в альбоме «Rio».

Каких-либо комментариев по этому поводу со стороны профессионального сообщества или музыкантов «Божьей коровки» я не нашел, о возможном плагиате пишут меломаны в постах и комментариях в сети. Насчет сходства вступления «Гранитного камушка» с композицией Криса Ри есть информация, что британец слышал хит группы «Божья коровка», но каких-либо претензий к Воленко не предъявлял. На официальном сайте «Божьей коровки» «Гранитный камушек» характеризуется так:

«Дворовая песня пионерского детства, удачно стилизованная под Криса Ри».

Также на сайте коллектива прямо написано о том, что изначально песня исполнялась с точной копией проигрыша из песни британца, но позже он был изменен.

Воленко не скрывает ни народного происхождения песни, ни вдохновленности эстетикой Криса Ри, при этом претендуя на частичное авторство слов и музыки.

Вся более чем 30-летняя история группы «Божья коровка» во многом прошла под знаком «Гранитного камушка». Владимир Воленко сетует, что публика не хочет слышать ничего другого. В 2020, ознаменованном четверть вековым юбилеем хита и «фарфоровой» свадьбой супругов, группа «Божья коровка» представила обновленную версию композиции «Гранитный камушек - 25 лет спустя».

Воленко признается, что за эти годы он изрядно устал от споров вокруг «Гранитного камушка» и от самой песни. Музыканта можно понять. Популярная композиция с противоречивой историей, в каком-то смысле, затмила всё остальное творчество «Божьей коровки». У группы огромное количество другого, авторского материала. Дискография насчитывает 13 полноформатных альбомов. Самый свежий из них датирован 2019 годом. А широкой аудитории только «Гранитный камушек» подавай, вот и приходится петь его «через силу», как выразился сам Владимир.

Материал носит обзорный характер, написан в ознакомительных и развлекательных целях. Факты и цитаты приведены из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.